Как и у людей, у домов есть своя жизнь. Каждый дом несет в себе особую историю, помнит тех, кто жил здесь очень давно. В Петербурге сохранилось много домов с богатой насыщенной жизнью, которая может быть интересна и людям 21 века.
На Васильевском острове в Санкт-Петербурге есть дом с необычным названием – «цыганский». Расположен он по адресу 4-я линия, дом 21. Дом получил такое имя с легкой руки писателя Вадима Шефнера, который рассказал эту историю в своей повести «Счастливый неудачник».
Когда-то на этом месте стоял небольшой деревянный дом, принадлежавший в середине 19 века математику Виктору Буняковскому. Здесь преподаватель университета и главный эксперт правительства по вопросам статистики и страхования закончил свой главный капитальный труд «Основания математической теории вероятностей».
Ныне существующий дом был построен до революции по проекту Демьяна Фомичева для судовладельцев Прохоровых, которые владели собственной пристанью на Университетской набережной. Ориентировавшийся на традиции итальянского возрождения, Фомичев поместил на фасаде здания много различных деталей и скульптуры. Двери подъезда и все квартирные двери украшены львиными головами (все двери сохранились до нашего времени).
Историк архитектуры Г. К. Лукомский писал об этом доме: "Он расчленен ордерами по этажам, подобно венецианским дворцам на Canale Grande. Этот, в сущности, удачный для доходного дома прием впервые, кажется, после 80-х гг. применен у нас - и удачно".
Но грянула Первая мировая война, затем революции и внутренняя отделка здания не была выполнена. Владельцы дома уехали за границу. А в неотделанных квартирах дома после революции самостийно поселились цыгане. Конечно, никакой квартплаты они не платили, управдома в этом доме не было. И даже милиция боялась туда заходить, потому что в нижнем этаже цыгане держали четырех медведей. Днем они с этими медведями ходили по улицам и дворам и давали представления, а вечером приводили их домой. Медведи были дрессированные, но понимали только по-цыгански. На русском языке им ничего нельзя было втолковать, - с ними лучше было не связываться.
Герой повести «Счастливый неудачник» Виктор Шумейкин вместе с приятелями частенько наведывались в этот дом, общались с цыганскими ребятами и жгли костры прямо на лестничных площадках. Судя по таким подробностям, можно сделать вывод, что сам Шефнер в детстве бывал в этом доме и описал в повести собственные впечатления.