В прошлом своём рассказе об истории цветографических схем отечественной пожарной техники "От красного к красно-белому" я ничего не упомянул про серебристый окрас. А между тем, существует целый гарнизон, в котором немалая часть техники была именно такого цвета. Дело в том, что это даже не цветографическая схема, которая нужна машинам оперативных служб для опознавания в потоке транспортных средств. У серебристой краски здесь другая функция - защитная, теплоотражающая, позволяющая пожарной технике работать буквально в нескольких метрах от бушующего пламени. Речь идёт о специальных машинах предназначенных для тушения штабелей леса на предприятиях лесообрабатывающей промышленности. А крупный центр такой промышленности находится в Красноярском крае, городе Лесосибирске (до 1975 года посёлок Маклаково), в котором расположены лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, лесоперевалочный комбинат, речной порт специализирующийся на транспортировки древесины, и ещё много-много предприятий по переработке леса. И как следствие огромные площади складируемой под открытым небом древесины - от круглого леса, до досок, уложенных в высокие штабеля. А как известно древесина, особенно сухая, очень пожароопасна. И если случались пожары на таких складах, то нередко они перерастали в крупные и затяжные, иногда бушевавшие больше суток, когда гонимый ветром огонь перекидывался со штабеля на штабель, выжигая огромные площади, при этом выделяя мощнейшую тепловую энергию.
Для борьбы с такими пожарами нужна была специальная техника, которая могла бы действовать в ограниченном пространстве, ведь разрывы между штабелями были шириной всего 10 метров. Более того, нужно было подавать воду во внутрь горящего штабеля, находясь от него на расстоянии 2-3 метров. Фактически это была работа в упор к огромной огненной стене.
Поэтому местные пожарные ещё в конце 1950-х годов приспособили для этих целей переоборудованный танк Т-34. По фамилии его создателя танк назвали "Пожарный танк Базылева".
Впоследствии, местными умельцами при поддержке промышленных предприятий Красноярского края, была создана целая серия подобных машин: пожарные вездеходы "Базылевского типа" представляли дальнейшее развитие "Пожарного танка Базылева", затем появились пожарные вездеходы ПВ-120 (разработан ОКБ-8 в Прилуках), и чуть позже передвижные лафетные вышки ПЛВ 6-17. Все перечисленные машины монтировались на шасси танка Т-34.
Последними пожарными танками Лесосибирска стали передвижные лафетные вышки ПЛВ 7-20, созданные на шасси самоходки ИСУ-152М.
Подробности о создании и эксплуатации этих уникальных машин можно прочитать в книге Александра Карпова "Пожарный типаж. Том 2. Целевое применение" из авторской серии книг "Пожарный автомобиль в СССР".
А в этой статье лишь отмечу - все выше перечисленные машины были окрашены в теплоотражающий серебристый цвет. В середине 1980-х на борта некоторых машин была нанесена контрастирующая полоса красного цвета.
В конце 1970-х годов, подобная техника появляется и на колёсном шасси. Автомобили тушения штабелей леса на шасси МАЗ-543 получили название АТШЛ-543, и тоже имели чисто серебристый окрас.
Также было создано несколько АЦ на шасси КРАЗ-255Б, с контрастирующей полосой красного цвета поверх основного серебристого.
***
Чисто серебристой пожарной техники пока больше не вспоминается.
А вот частично окрашенные машины были.
АГВТ - автомобили газо-водяного тушения, тоже работают практически в упор к горящему факелу, вырывающемуся из нефтяных или газовых скважин - расстояние до него составляет всего 10-15 метров. Поэтому на многих АГВТ задняя часть машины часто окрашивалась в теплоотражающий серебристый цвет.
Ещё одним вариантом такого частичного окраса были автомобили химического пенного тушения АХП-5(164) мод.102 и АХ-6(130) мод.102В, выпускавшиеся Прилукским заводом. Машины имели тягач окрашенный в пожарную ЦГС, и полуприцеп серебристого цвета. Но в отличии от техники для тушения штабелей леса и АГВТ, эти "химпенники" не были предназначены для работы в непосредственной близости от открытого огня. На данный момент пока не удалось установить точной причины по которой полуприцепы окрашивались в такой цвет. Но в качестве одной из версий была предположена та же теплозащита, но не от огня, а от нагревания на солнце, так как один из компонентов в составе химпенного порошка надлежало хранить при температура от +8 до +25, а при температуре свыше +60 градусов у него могло начаться термическое разложение.
********