Найти тему
ru-memorials

ЗиЛ-157

Брутальный старый грузовой автомобиль ЗиЛ-157 можно найти на аллее сквера комплекса зданий ДОСААФ на Волоколамском шоссе в Москве.

ЗиЛ-157 многие годы был основным грузовым автомобилем Советской Армии, поэтому, совершенно неудивительно, что в автошколах ДОСААФ СССР обучение старших школьников и учащихся ПТУ водительской специальности проводилось именно на этих машинах.

-2

Характерный внешний вид ЗиЛ-157, был унаследован от предыдущего трёхосного грузового полноприводника - ЗиС-151, который был идейным развитием американского Studebaker US6.

-3

Смена поколений ЗиС-151/ЗиЛ-157 произошла в 1958 году.
С небольшими изменениями ЗиЛ-157 производился до 1994 года.
Классический случай автомобиля, который понравился военным и они сделали на его базе огромное количество боевых и специальных машин (управления, связи, заправщики, тягачи и т.п.).
Чтобы не согласовывать доработки при обновлении платформы, замена ЗиЛ-157 в армии была практически саботирована, несмотря на параллельное производство с 1966 года его аналога и прямого наследника ЗиЛ-131.
Только распад СССР и почти полное прекращение финансирования армии привели к остановке производства этой модели на заводах имени Лихачёва в Москве и Уральском автозаводе в Новоуральске.

Более эпична, конечно, УАЗ-452 "Буханка" (1965), которую несколько раз переименовав, делают и в 2021 году для военных, медиков, сельских жителей и охотников/рыбаков.

-4

Основным отличием 157-го от 151-го была ходовая часть.
Десятиколёсная схема, когда на переднем мосту были одинарные колёса, а на задних мостах сдвоенные, была заменена на шестиколёсную.
Новые колёса увеличенного размера и одинаковая ошиновка переднего и задних мостов существенно снизили сопротивление движению автомобиля в глубоком снегу, грязи и других видах слабых грунтов.

-5

В кузове перевозили личный состав или грузы (от 2500 до 4500 кг, в зависимости от).

-6

Конструкция автомобиля в некоторых местах была упрощённой.
Например, рулевое управление не имело усилителя.

-7

Под капотом бензиновый, рядный шестицилиндровый двигатель, объёмом 5.5 литра и мощностью 109 л.с.

-8

Часть автомобилей ЗиЛ-157 была укомплектована лебёдкой для самовытаскивания (усилие 5 тс).
Что интересно, в индексах модели этот элемент не указывался.
Комплектация лебёдкой выполнялась для конкретных партий автомобилей по согласованию с заказчиком.

-9

Привод лебёдки осуществлялся от реверсивной двухступенчатой коробки отбора мощности (а для другого оборудования, при необходимости, могли поставить и вторую коробку!)

-10

Лебёдка позволяла самостоятельно вытащить из грязи застрявший автомобиль либо помочь выехать на твёрдую дорогу менее удачливому "товарищу" не оборудованному этим полезным устройством.

-11

В отличие от упрощённого рулевого механизма, приводы мостов имеют монструозную конструкцию, где, помимо КПП, раздаточной коробки и прочих дифференциалов, есть пять карданных валов.

-12

Военный вариант автомобиля комплектовался системой централизованного управления давлением в шинах.
Говорят, что в советском автопроме это было впервые.

-13