Потухший вулкан – место изготовления статуй. Доступ туристов, увы, жестко ограничен обозначенными тропинками. Масса смотрителей наблюдает за тем, чтобы никто не нарушал установленных рамок. Поэтому ко многим интересным местам подойти ближе не было никакой возможности.
Внешний склон кратера
Если ориентироваться на результаты раскопок Хейердала, то ныне доступна обозрению только верхняя часть статуй (треть, а то и менее) – остальное находится под грунтом. Статуя, раскопанная Хейердалом ныне снова закопана (так принято на острове – места археологических раскопок по окончанию вновь закапываются).
Поражает хорошая сохранность местных статуй. Возможно, это следствие того, что здесь они расположены далеко от моря и подвергаются меньшей эрозии.
Нередко у статуй очень хорошо проработаны детали – прочерчены ноздри, отшлифована шея и т.п.
То, что считается вытянутыми ушами, порой больше похоже вовсе не на уши, а на деталь прически – нечто вроде косичек или даже пейсов, только без завивки. В пользу именно такой версии свидетельствует и то, что начинаются эти “уши-косички” заведомо выше того места, где у человека располагается верх ушей.
Форма глаз – геометрически четко очерченная и определенно законченная, никаких дополнительных вставок (как у некоторых реставрированных моаи) явно не предполагает.
Коленнопреклоненная статуя полностью выбивается из всего ряда по стилистике и по низкому качеству исполнения.
Внутренний склон кратера
Там, где по неким причинам оказался снят верхний слой грунта, обнажились слои с исходным цветом породы. Он ярко-желтый с красноватым отливом.
Это позволило выдвинуть версию, что такая (весьма сильно подверженная эрозии) порода была выбрана для изготовления статуй именно из-за цвета. Свежесделанные статуи издали могли казаться отлитыми из золота. (А. Скляров)
Авторы фото - члены экспедиции ЛАИ: Андрей Скляров, Алексей Павлов, Данияр Адигамов, Екатерина Манжосова, Игорь Левашов, Максим Ляменков, Мария Дудакова, Наталья Ляменкова.