Знаете, почему столько споров о личных границах? Не только потому, что многие привыкли к жизни без границ, к слиянию, к тому, что ломать чужие границы — нормально. Дело ещё и в том, что некоторые упускают, что границы каждого человека могут быть разными для разных людей.
Например, обсуждают, сидя в парке на скамейке, две подружки тему избавления от морщин. Им это нормально. И вот внезапно к ним подсаживается кто-то и и уже через пару минут начинает делиться своими знаниями по теме. Без приглашения, не поинтересовавшись тем, надо ли его мнение. Нормально? Даже если женщинам это нормально, поведение незнакомца ненормально. Потому что он влез в чужой диалог ни с того ни с сего. Потому что не каждый готов обсуждать нюансы своей внешности с другими.
Для некоторых особо близких могут быть другие границы. Как вариант: я легко и непринуждённо общаюсь с одной подругой хоть о том, когда рожу пятого, хоть о том, когда она родит хоть одного, но это потому, что для неё другие границы. От других ей вопросы про детей неприятны. В том числе потому, что шансы минимальны, зато есть множество неблагоприятных внешних факторов. Мне, в принципе, нормально, если задают вопросы о количестве детей. Но это не значит, что нормально задавать их любому встречному.
Или давайте другой пример. Для меня будет явным нарушением границ, если неизвестный мне человек будет курить на общем балконе, если я точно знаю, что никого из соседей нет дома. Но если курит сосед или гости соседней — нормально. А вот сосед, вошедший без приглашения в мою квартиру, оставленную открытой, — нарушитель границ. Но при этом члены моей семьи (дети) нарушителями в том же случае считаться не будут. Для меня. Зато моя мама или любой другой родственник, не живущий со мной, нарушителем будет. У меня дома есть лично моя территория. Так вот любой из детей, посягнувших на мою территорию, будет нарушителем границ. Но я могу, например, попросить в своё отсутствие свою дочь залезть в мой шкаф. На мою территорию. И это снова не нарушение.
Есть пример красочнее. Если я с конкретным мужчиной здесь и сейчас собираюсь устроить романтический вечер, и он меня целует, это нормально. Но если я стою на остановке, жду трамвая, подходит кто-то, пусть даже знакомый, и пытается поцеловать — это явный перебор. Впрочем, если я конкретному мужчине из примера выше пару раз уже сказала, что не хочу, чтобы он меня отвлекала, пока я готовлю рыбу, а он пристаёт с поцелуями, это снова нарушение границ.
Я говорю ребёнку взять в моём кошельке сто рублей на проезд, ребёнок открывает мой кошелёк и берёт сто рублей — нормально. Ребёнок тайком или вопреки моему отказу берет деньги из моего кошелька — вовсе не нормально.
По умолчанию количество детей и увлечений, предпочтения в постели, размер груди и банковского счёта, а также многое другое — личное дело каждого. И моё право устанавливать границы. И моя обязанность — сначала узнать, готов ли другой обсуждать, не обсуждать то, что другой не готов, не лезть в интимное. Внешность — интимное. Именно поэтому человек из примера со скамейкой нарушает границы.
Есть круги доверия, уровни близости. Есть влияние обстоятельств. Очень многое влияет на определение границ с каждым конкретным человеком. Но никто не вправе нарушать чьи-то границы, если кому-то другому при этом в этих же границах сделали ворота и вручили ключ. Тебе не вручили? Не лезь.