Найти тему
Анна Маркс

Digital-будущее российского образования: каким оно будет?

Оглавление

Пандемия коронавируса и вынужденный переход на самоизоляцию выявили глобальные проблемы образовательной среды. Международные организации и университеты занялись аналитикой ситуации еще в марте 2020 года, когда экстренное прекращение очных занятий в школах уже коснулось 400 млн учеников. А в конце апреля прошлого года в докладе ЮНЕСКО появилась информация о том, что у 826 млн детей по всему миру нет оборудования для домашнего обучения. Таким образом, общественники и профессионалы объединили повестку, сформировав не только актуальные запросы отрасли, но и поставив серьезные гуманитарные задачи на будущее.

Вопросы организации, программно-методического и аппаратного обеспечения, комфортизации процесса дистанционного обучения стали острыми и для России. Причем не только из-за разницы в способности образовательных учреждений в сжатые сроки перейти в онлайн, но и с позиции переоценки всего информационного общества, где выявились недостатки в подготовке к цифровому уроку как преподавательского состава, так и учеников отечественных школ.

В этой связи Институт прогрессивного образования подготовил прогностическое исследование «Школа 4.0», посвященное критериям повышения всеобщей цифровой мобильности в отрасли. Материалы состоят из двух частей, аргументирующих потребность в появлении новых компетенций в профессиональной педагогической среде (Учитель 4.0) и в ученическом сообществе (Ученик 4.0).

При работе над прогнозом мы ориентировались на международный тренд цифровизации системы образования, заданный в этом ключе научный базис и теоретико-прикладной опыт, включая актуальные обзоры текущего периода пандемии. Сочетание разных источников исследования позволяет утверждать, что назрела необходимость менять системы преподавания и подготовки учителей. Эти изменения должны быть на шаг впереди тенденций развития образования и общества в целом: вузы уже сейчас должны пересматривать методику обучения педагогов, расширять и углублять программы подготовки, чтобы будущие учителя могли давать ученикам современные, адекватные требования времени знания и компетенции.

В режиме самоизоляции многие родители увидели не абстрактную, а конкретную проблему. Современная школа не готовит детей к жизни в новом «цифровом обществе», где для успеха в карьере требуются не только теоретические знания, но больше практических умений: самоорганизации, системного мышления, тайм-менеджмента и т.д. Однако объективный тренд таков, что EdTech и другие блага четвертой промышленной революции продолжат интеграцию в систему образования – и ученики, и профсообщество должны быть к этому готовы.

Мы должны сформировать у школьников способность жить в цифровом мире и не растерять при этом ни индивидуальность, ни человечность. Мы обязаны научить цифровые поколения, которые уже рождаются в мире технологий, верифицировать информацию, противостоять стрессам, воспитать способность к переменам. Представленные ниже компетенции нацелены на то, чтобы научить ребят постоянно учиться, не забывая при этом, что образование будущего – это образование понимания, а не запоминания.

Учитель 4.0

В рамках комплексного перехода к цифровой мобильности в образовании крайне важно переориентировать подготовку студентов педагогических вузов, для этого в программу обучения будущих учителей должны войти следующие компоненты и релевантные дисциплины:

Наставничество и коучинг – учитель в ближайшей перспективе должен уметь не только качественно объяснить материал, но также вовлечь школьников в фундаментальные основы своего предмета и его связи с реальным миром, простимулировать процессы углубленного самостоятельного познания. Некоторые зарубежные исследователи называют такие навыки «ментальным коучингом», когда педагог задает широкое направление для изучения и осмысления, базируясь на теме урока.

Техника геймификации образовательных процессов – учитель должен владеть новыми инструментами интерактивного вовлечения детей в урок как в игру. Для этого есть методы образовательного сторителлинга, доступные цифровые технологии, кейсы по визуализации тем занятий.

Стратегическое планирование цифрового урока – это вариант академической дисциплины «Методика преподавания», но нацеленной на построение плана и ход именно онлайн-занятия. Особенностями такого курса должны стать прикладные аспекты (в частности, ознакомление с конкретными платформами дистанционных заданий по предметам) и освоение педагогических технологий в условиях цифрового класса.

Цифровая грамотность – умение работать с информационными технологиями и информацией, образовательными платформами, умение правильно вести коммуникации в сети (цифровой этикет), в том числе ведение личных социальных сетей, создание образовательного контента, обеспечение элементарной кибербезопасности.

Техника публичных выступлений и ораторское искусство – прививают важнейший навык выстраивания виртуального диалога, знакомство с сетевой риторикой и техникой речи удаленных менторов, опытных онлайн-преподавателей.

Техника развития эмоционального интеллекта – способность к сопереживанию (в том числе виртуальному) остается приоритетной нравственной доктриной учителя. Однако необходимо предусмотреть и приемы предупреждения эмоционального выгорания в профессиональной среде, избыточного проявления реакций на поведение детей. Поэтому направление посвящено и эмоциональному самоконтролю: педагог должен уметь заботиться о самом себе и справляться со стрессовыми ситуациями.

Ученик 4.0

На учащихся ближайшего десятилетия особенно отразится смена карьерных траекторий. Она будет процессом быстрым и естественным, а влияет на это экономика, динамика потребностей рынка труда. Уже сейчас профессии трансформируются каждые два-три года, поэтому будущее остается за более компактным и коротким образованием, ориентированным на гибкие знания. Школам придется последовать за социальным запросом и активнее внедрять спецкурсы и элективы, которые позволят выпускникам приобрести широкие жизнеспособные навыки.

Метапредметный стандарт образования

Креативность – рутинные задачи выполняют машины, поэтому умение нестандартно мыслить и создавать новое будет востребовано. Креативность относится к развиваемым формам мышления и «включается» на занятиях, требующих творческого подхода и нестандартных решений.

Этика взаимоотношений и МКК (межкультурные коммуникации: изучение обычаев, культур и традиций разных народов) – интеграция – это глобальный тренд, рабочий не только в геополитике, но даже в общении в социальных сетях. С профессиональной или коммерческой позиции медики и программисты, ученые и стартапы со всего мира объединяются для поиска нужных ответов. Чтобы научная, деловая, творческая коллаборация состоялась, необходимо владеть комплексными знаниями и навыками, включающими международный этикет, дипломатию и эмпатию. Также многие специалисты полагают, что осознанное применение МКК помогает избежать деструктивных проявлений: буллинга (травли), вовлечения в криминальные течения, киберсталкинга (слежки за пользователями в Сети).

Самоорганизация и тайм-менеджмент (технология организации времени в целях повышения эффективности его использования) – как показала пандемия коронавируса и вынужденный переход на дистанционные системы обучения, оптимизация ресурсов необходима не только взрослым. Дети разного возраста не могут правильно организовать свое рабочее время, из-за чего происходят психоэмоциональные и физические перегрузки, наблюдается охлаждение к урокам и отставание по учебным программам.

Критическое и системное мышление – этот набор навыков создает основу для инноваций. Нужно уметь подвергать сомнению статус-кво и критически оценивать его, прежде чем предлагать альтернативу. Может иметь опциональное внедрение в самые разные школьные предметы, включая базовые.

Гибкость и адаптивность – умение адаптироваться к любым последствиям и переопределять свою стратегию напрямую связано с философией непрерывного образования, развитием собственного потенциала и стабильностью самоконтроля.

Эмпатия и эмоциональный интеллект – это способность разобраться в мотивах других людей и умение управлять собственными эмоциями в определенном режиме. Эмоциональный интеллект поможет как в обычном школьном коллективе, так и в корпоративной, управленческой деятельности.

Информационная грамотность – каждое новое поколение все глубже уходит в гаджеты и Интернет, однако растет и количество информации. Обычный поиск, по данным аналитиков, уже сейчас отнимает в два раза больше времени, чем пять лет назад. Подобные навыки способствуют установке «фильтров» к информационному мусору и укрепляют иммунитет к различным агрессивным фейкам.

Основы ЗОЖ (здорового образа жизни) – основы правильного питания, полезные привычки для поддержания стабильного физического и психического здоровья.

Основы самопрезентации – в эпоху, когда многие дети начинают вести блоги и видеоканалы с младшего школьного возраста, важно познакомить их с основами публичной репрезентации личности.

Инициативность – школа должна развивать в детях здоровую инициативность. Желание решать глобальные проблемы, искать новые возможности, идеи и стратегии для улучшения мира невозможно вне вдохновляющей атмосферы, развития эвристики в школе.

Самообучение – способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни, чтобы решать не только учебные, но и повседневные задачи.

Экологическое мышление – общегуманитарная тенденция, призывающая осознанно относиться к происходящим событиям без вреда для себя и окружающих. Она предполагает ответственность за свои действия и позитивное отношение к миру. Некоторые профильные ученые утверждают, что именно «зеленые» и волонтерские навыки претендуют на скорое включение в программы ОБЖ и уроков технологии.