В 1951–1955 г. Константин Михайлович Сергеев (1910–1992), о котором я на днях начала повествование, был главным балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. Он еще оставался танцовщиком (ему было за 40), а его жена Наталия Дудинская была прима-балериной театра.
Так оно получилось и сложилось. Они оба были увенчаны заслуженной и признанной славой. Закончился период плачевно – отставкой, и не тихой-спокойной, а после открытой борьбы. Но начнем все же с предисловия, пойдем по порядку.
В этот период в театре были поставлены балеты (в скобках фамилии балетмейстеров):
1952 – «Спящая красавица» (Петипа, редакция Сергеева), «Гаянэ» (Анисимова)
1953 – «Родные поля» (Андреев, Стуколкина)
1954 – «Щелкунчик» (Вайнонен, возобновление в новой сценографии Вирсаладзе, сохранилась до сих пор)
1955 – «Тарас Бульба» (Фенстер).
По количеству – за 4 года 5 балетов. Нормально. По качеству. «Родные поля» – откровенно неудачный «сельскохозяйственный» балет, над которым смеялись и он стал чуть ли не пособием как не надо ставить балеты. Бедной «Гаянэ» Хачатуряна не везло нигде и никогда, по крайней мере в то время. «Тарас Бульба» тоже сошел со сцены.
Остаются две классики. Две очень достойные версии, которые мы видим и сейчас, и их можно зачислить в актив главному балетмейстеру. Одна из них – его, другая – одного из ярких советских балетмейстеров 30-х гг., в премьере версии Вайнонена Щелкунчиком-принцем был сам Сергеев.
Были еще, так сказать, упущенные балеты, о которых будет чуть ниже.
Балетную труппу при новом руководителе многое не удовлетворяло. Недовольство зрело, и вот плотину прорвало. Назрел бунт 1-й. Мужской.
25 февраля 1955 г. в газете «Правда» вышла заметка «Что мешает росту молодых дарований» (письмо в редакцию). Она подписана заслуженными артистами РСФСР А. Макаровым, К. Шатиловым, Н. Зубковским. В бой за справедливость вступили два молодых танцовщика и один зрелый (Зубковский), сверстник Сергеева. Они прямым текстом (хоть и вежливо) рассказали обо всех проблемах балетной труппы из-за руководства Сергеева.
Дадим им слово большой цитатой, не буду пересказывать:
Руководитель большого коллектива балета главный балетмейстер К. Сергеев не поддерживает творческих начинаний коллектива, нередко глушит инициативу. Еще до его прихода к руководству балетом, в 1951 году, театр принял новый сценарий балета «Корсар». Но этот спектакль не пошел, и теперь его готовит Малый оперный театр. Тогда же был принят балет А. Хачатуряна «Спартак». Теперь он ставится в Большом театре, а у нас лишь собираются начать эту работу. < …>
Конец прошлого сезона ознаменовался тем, что в главной роли в «Лебедином озере» успешно выступила молодая, одаренная танцовщица Н. Тимофеева. Ей повезло – главный балетмейстер в это время находился в отъезде. Но на афишах нового сезона Н. Тимофеева появилась лишь после долгого перерыва и то благодаря вмешательству дирекции и партийной организации.
Руководитель балетной труппы К. Сергеев и балерина Н. Дудинская ревниво охраняют свою монополию на многие первые роли балетного репертуара. Так, например, они единственные исполнители главных ролей в балете «Жизель». < …>
Молодые артисты, получая новые роли, исполняют их с большими перерывами, редко имеют возможность хорошо их отрепетировать. За четыре дня, в порядке срочной замены заболевшей исполнительницы, подготовила ведущую роль в балете «Баядерка» молодая танцовщица А. Осипенко. О творческом росте молодежи нет должной заботы. В коллективе не развернута критика и самокритика.
Это почти вся заметка. Когда я разбирала подобную статью о Вагановой с кучей претензий к ней от балетной труппы, мне совсем нетрудно было фактами опровергнуть их, так как письмо уж слишком оголтело переврало железные факты. Здесь такого не получится.
Главной оказалась реакция властей: скандал разразился, и руководство Сергеева с поста сняло. В штате театра он остался.
Но через 5 лет (в конце 1960 г.) новый главный балетмейстер Борис Фенстер преждевременно скончался после болезни. Сергеев был назначен вторично, и наступил его второй срок.
Через 2 года не выдержали уже танцовщицы, и произошел бунт блистательных балерин. Его позвольте оставить до следующей серии, уж очень много про него материала, чтобы объединять с первым бунтом. Не забудьте подписаться. Спасибо за внимание, и хотелось бы комментариев ))
Upd. Продолжение последовало, читайте здесь.
Статьи по теме:
В балете – рыцарь, а в управлении... хм, гораздо сложнее
Фильм-балет «Спящая красавица» (1964)
Идете на «Щелкунчика» Вайнонена? Путеводитель.