351. Лучшие родители-критики школы – это её бывшие выпускники…
352. Никогда не стоит жалеть потраченных сил и времени на учеников, – они обязательно когда-нибудь вспомнят об этом, даже если нас уже нет рядом с ними…
353. Чаще всего в образовательные кандалы музыкальной школы родители сами заковывают своих детей…
354. Ну как заставить слышащего ребёнка слушать своё собственное исполнение?..
355. Чем больше учащиеся стремятся освободиться от ига преподавателя в классе, тем несчастнее они становятся как ученики…
356. Кто из нас серьёзно ответит родителям учащихся на вопрос, что лучше то или иное знание, или что участие в конкурсах – полезно всем?..
357. Родителям учащихся всегда лучше быть внимательно доброжелательными к преподавателям музыкальных школ, так как даже тогда, когда они не заслуживают никакого уважения, они, всё-таки, и хотя бы, заслуживают родительской жалости…
358. Старайтесь быть терпимее к тем учащимся, кто ещё не дорос до ваших представлений и требований о правильном и неправильном при исполнении музыки…
359. Не меняйте ученика поспешно – следующий может быть ещё хуже…
360. Учащиеся столько бы никогда не лгали в школе, если бы преподаватели столько не спрашивали с них...
361. Многие преподаватели не придирались бы так к учащимся, если бы знали более простой способ влияния на них…
362. Любовь хорошего ученика к преподавателю-тирану, обычно, продолжается до последнего здравого смысла…
363. У большинства учащихся музыкальных школ очень умные родители, но есть и оставшиеся, которые всегда всем недовольны…
364. Есть ученики, которые вечно томятся какой-то клинической ленью и тоскливой жаждой к ничегонеделанью в школе и которые от этого самого никогда и ничего не достигают в ней…
365. Имей учащиеся возможность прочесть годовые характеристики на себя в Индивидуальных планах, то не исключено, что они бы умерли от стыда… Правда, не вполне понятно – за кого…
366. Родители учащихся порою настолько заняты проблемами воспитания своих детей, что не хотят ничего понимать из слов преподавателя помимо того, что знают...
367. Чаще не ученик слушает музыку играя, а должно быть музыка удивлённо прислушивается к тому, что у него получается…
368. Поскольку различие истинного и ложного в разговоре с родителями учащихся весьма трудно обнаруживается, то нам не следует сердиться на тех из них, кто заблуждается или плавает в нём...
369. Базовые знания, умения и навыки, которые не усваиваются учащимися вовремя, обычно становятся проблемой для их успешного обучения...
370. Сопротивление и послушание – два известных и постоянных начала в учащихся. Послушание – обеспечивает нормальное продвижение их в учёбе, а сопротивление – обеспечивает им возможность лениться и ничего не делать в ней…
371. Обычно, когда до родителей наконец доходит, что их дети должны учиться в музыкальной школе, то они, не мешкая и не медля ни минуты, сразу же отводят их в школу. Благо, что обучение – дешёвое, а учебных мест – пруд пруди… Но хорошо ли, когда всё так просто устроено в жизни?..
372. Невыносимых учеников в школе – не бывает. Есть только непомерно большие педагогические представления об их невыносимости…
373. Не зря же говорят коллеги, что иногда в школу приходят такие родители учащихся, что на их фоне преподаватели начинают ощущать себя людьми…
374. Преподавателю, прежде чем что-либо сказать родителям учащихся, необходимо крепко подумать – не глупость ли это будет…
375. Всякий ребёнок всегда охотно слушает, когда его уговаривают есть или заниматься; ведь слушать – не значит есть или заниматься...
376. Не стоит сильно огорчаться из-за ушедшего ученика, ибо они как поезда метро; придёт следующий…
377. Ученики чаще всего забывают по желанию, а не случайно…
378. В обучении детей нередко бывает так, что даже сейчас – уже позже того, чем это было необходимо делать…
379. Правильно говорят среди родителей учащихся, что порядочный преподаватель – это преподаватель разносторонне образованный и честный…
380. Профессиональное неумение никогда не могло оправдать преподавателя в глазах родителей учащихся, ибо ещё Сенека[2] нас предупреждал: «Незнание – плохой способ избавиться от беды.» …
381. Не бывает столь плохого ученика, которого хорошее музыкальное воспитание не сделало бы лучше..
382. Как ни посмотреть, но для того, чтобы ребёнок хорошо творчески развивался в школе, он всё-таки должен быть счастливым в ней. По другому – его развитие, как правило, останавливается…
383. Как внимательны мы должны быть к своим ученикам, ведь мера нашего внимания к ним – остаётся с ними на всю жизнь…
384. Когда мы в школе имеем с родителями учащихся дело чисто психологического характера, что почти всегда и происходит, то с ними разумнее быть крайне аккуратными и логически ясными и понятными...
385. Порою, много интереснее звучит не столько следование исполнительской традиции в игре ученика, сколько отклонения от неё. Особенно, когда это сделано хорошо и со вкусом…
386. Беседа с родителями учащихся всегда предполагает неожиданное...
387. Когда в репертуаре ученика мы должны сохранять какое-либо произведение довольно долго, то делать это надо умеючи, так как даже «Самое приятное может сделаться самым неприятным, если только переступить меру.»[3] …
388. Изучение материалов личных дел учащихся даёт преподавателям основания для предсказаний их творческой будущности...
389. Никто из учеников не должен терпеть образовательной нужды в классе, пока у преподавателя есть что им сказать в нём...
390. Ученик, на которого можно положиться в обучении – сокровище класса...
391. Ученик – это существо, с которым желательно быть всегда искренним в школе…
392. Некоторые ученики злопамятнее многих преподавателей. Но бывает и наоборот…
393. Воспитание детей – это благоприобретение ими лучшего от нас, и это, прежде всего, приобретение ребёнком самоуважения к себе самому, что неотделимо от уважения к другим…
394. В беседах с родителями учащихся обходиться с ними надо так, как мы хотели, чтобы они обходились с нами. И в этой связи, бессмертны слова: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы...» [4]…
395. Одной из неприятных черт родительской жадности является их неблагодарность к преподавателям за всё делаемое с их детьми в школе. Более того, чрезмерную поспешность и непродуманность родителей в своих подарках, за особое внимание преподавателя к их детям во время урока по утверждённому расписанию, также можно считать их неблагодарностью. Причём, самого худшего свойства. Тут, если говорить более серьёзно, надо обязательно отметить, что настоящее дарение – это когда дарят из благорасположения, из чувства благодарности, из признательности, из душевной необходимости. Дарят, хотя об этом никто и не просит. Если даритель сожалеет после того, как сделал подарок или начнёт гордиться этим, – это подарок не от души. Настоящий подарок, – когда даритель радуется своему поступку, когда он забывает о себе, сделавшем подарок, и о том, кому он его подносит. Правильное дарение не ждёт вознаграждения себе, оно делается из чистого побуждения души хоть как-то выразить своё восхищение одариваемым и испытывает только душевную радость. Но надо иметь в виду, что подарки в школе имеют двойной смысл. С одной стороны, получая подарок, любой из нас чувствует радость признания и радость от благодарности, а возможно и сильное облегчение от неожиданной материальной прибавки. С другой – мы чувствуем себя обязанными чем-то неопределённым, а значит, зависимыми от дарителя. И мы должны знать, что многие родители, поднося нам свои подарки, внутренне надеются именно на возвратную благодарность за каждое своё благодарение. Не к себе, а к своим детям, тем самым покупая у нас таким образом особые образовательные привилегии или особое педагогическое внимание к своим чадам…
396. Неразумные родители – это те, которым в голову не приходит поблагодарить преподавателя, оказывающего им любезность, обучая их ребёнка. Умные же – всегда благодарны. Они всегда готовы благодарить, и благодарят! И не только того, кто непосредственно оказывает им образовательную любезность в обучении ребёнка, но и всех тех, кто заботится о нём в школе…
397. Неблагодарность – вот, пожалуй, что сводит на нет все предполагаемые человеческие достоинства не только в родителях учащихся. И об этом нам говорят давно, например, вот так: «…Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека…»[5] …
398. У родителей учащихся существует один недостаток, с которым преподавателям очень трудно мириться: их нерешительность в благодарности...
399. Родительская благодарность – самая приветствуемая преподавателями их черта, а неблагодарность – это самое худшее, что есть в них…
400. Разумнее медведя учить на свирели, нежели бесталанного ученика на скрипке…
[2] Лу́ций Анне́й Се́не́ка Мла́дший, (4 до н.э.-65 н.э.) – римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.
[3] Эпикте́т (ок. 50-138 н.э. ) – древнегреческий философ - стоик.
[4], [5] Уи́льям Шекспи́р ( 1564- 1616 ) – английский поэт и драматург.