Назвать некое учреждение явно коммерческого характера музеем похоже на удачный маркетинговый ход. В предыдущих публикациях я уже обращала внимание на то, что такие заведения, носящие гордое название «музей», на самом деле музеями не являются.
Разберем один из примеров. Это музей русской водки при ресторане «Русская рюмочная №1». Это удачная попытка создания не просто питейного заведения, а с претензией на культуру и преемственность традиций. Безусловно, такой подход не просто добавляет заведению особый колорит, но еще и «реабилитирует» его в глазах посетителей: кто ж в музее будет напиваться до беспамятства?
Но что же здесь музейного? На первый взгляд, всё очевидно: экспозиция, занимающая два зала и рассказывающая об истории и культуре потребления спиртных напитков в России и СССР.
В основе экспозиции лежит частная коллекция. Вот только я уже обращала внимание на то, что далеко не каждая коллекция может стать основой музейного собрания, особенно с учетом любительского подхода к организации музея.
В самой экспозиции здесь заметны недочеты, несмотря на попытку создания более менее логичного и хронологически выстроенного маршрута. Так, в витринах всё свободное пространство занято предметами. Их очень много. Видно, что пытались выставить сразу всё, не задумываясь о том, как это будет смотреться.
Особенно это заметно во втором зале, где проходят дегустации для посетителей. От обилия предметов в витринах начинает рябить в глазах. При этом очень мало этикеток и пояснительных текстов. Естественно, ряд предметов – современные копии, но это никак не обозначено. У меня большие сомнения, что к созданию экспозиции привлекались профессиональные музейщики.
Как проходят экскурсии по музею? Среднее время экскурсии – 20-30 минут. За это время можно обойти оба зала, обратить внимание на ряд витрин, рассказывающих об основных вехах в истории русской водки. Дальше идет основная развлекательная часть для гостей – дегустация, ради которой посетители и приходят в музей.
В таком заведении экскурсовод не столько проводит экскурсии, сколько выполняет задачи администратора, бармена и продавца. О научно-исследовательской и хранительской работе речи не идет, да она и не требуется. Замечу лишь, что владение иностранными языками и способность проводить экскурсии для иностранных посетителей – одно из требований для работы.
В целом, это прекрасно продуманное развлечение для туристов и почетных гостей, сочетающее небольшой экскурс в историю и культуру и приятное времяпровождение – дегустацию водки или посещение ресторана.
«Русская рюмочная» подходит для торжеств и тематических мероприятий с историческим уклоном. Вот только назвать это заведение музеем нельзя, поскольку коммерческая составляющая здесь совершенно очевидна.
Как вы относитесь к подобным заведениям? Считаете ли вы их музеями?