Дизель-поезд серии ДР1 рижского производства сыграл важную роль для пассажирских перевозок на неэлектрифицированных пригородных железнодорожных линиях. Именно поезд серии ДР1 стал первым отечественным пригородным дизель-поездом. Основываясь на опыте производства венгерский поездов серии Д, страна в кратчайшие сроки смогла освоить производство собственных дизель-поездов.
В конце 1950-х годов было принято решение о строительстве отечественного дизель-поезда, который должен был конкурировать с венгерским дизель-поездом серии Д. Изначально, Министерство путей сообщения предлагало разработку Брянскому и Егоровскому заводам, но они отказались из-за отсутствия опыта в постройке дизель-поездов. Тогда МПС предложило разработку Рижскому вагоностроительному заводу (РВЗ), у них тоже не было опыта в постройке дизель-поездов, однако завод занимался постройкой электропоездов. Рижский завод принял задание от МПС. Для разработки первого дизель-поезда на РВЗ был создан специальный конструкторский отдел по дизель-поездам. Изначально задумывался дизель-поезд с электропередачей на базе всем известной электрички ЭР1, но на заводе не пришли к общему решению какой род тока использовать: постоянный или переменный. К тому же, позже выяснилось, что дизель-поезд с электропередачей построить сложнее, а главное - дороже чем поезд с гидропередачей (конструкция дизель-поезда серии Д). Посчитав предполагаемые расходы, МПС пришло к выводу, что лучше построить 150 дизель-поездов с гидропередачей, чем 100 с электропередачей.
В условиях Советского Союза, с массовым производством на всю страну, лучше строить дешевле но больше.
Так как опыта для разработки отечественного дизель-поезда не было, в пример взяли дизель-поезд серии Д завода Ганц-МАВАГ. Изучив зарубежный опыт, к 1961 году был подготовлен технический проект четырехвагонного дизель-поезда. Проект был одобрен комиссией, и принято решение приступить к постройке поезда. В июне 1963 года первый дизель-поезд ДР1 вышел из ворот Рижского вагоностроительного завода.
ДР1 - дизель-поезд Рижский, тип 1.
Первая поездка с пассажирами состоялась 18 марта 1964 года на участке Рига-Елгава. В течении 1964 года на Прибалтийской железной дороге проходили испытания второго дизель поезда (ДР1-02). Испытания показали, что данный состав с удовлетворительными тяговыми и динамическими характеристиками вполне отвечает требованиям заказчика, поэтому его можно запускать в массовое производство. В течение двух лет (1964-1965) было изготовлено 8 дизель-поездов серии ДР1.
Интересный факт!
На 8 первых дизель-поездах передняя часть и кабина были круглые, как на электропоездах серии ЭР1. В кабине установили пульт и контроллер такой же как и на тепловозах серии ТЭ3.
Дизайн 9-го и последующих составов был обновлен: немножко изменены вид головной части моторного вагона и планировка пассажирских мест. По сути, рестайлинговый поезд оказался изделием новой серии ДР-1М, но данное наименование не прижилось. Далее аналогичные составы выходили под первоначальным названием ДР1.
Интересно, что рижский поезд совпадал по размерам со своим венгерским собратом. Причиной этого решения стало то, что поезда ДР1 должны были эксплуатироваться, в частности, и в западных регионах страны, где (особенно в Карпатах) сохранились тоннели, построенные в довоенный период и рассчитанные на поезда с более узкой колеей.
По уровню комфорта рижские вагоны были сходны с венгерскими и при относительной дешевизне обладали теми же недостатками: слабой шумоизоляцией и недостаточной вентиляцией.
Начиная с 1970, на линии стала выходить новая версия под названием ДР1П. В нем старые деревянные сиденья заменили на более современные – полумягкие двусторонние диваны, которые еще и разделили по вместимости. С одной стороны центрального прохода располагались четырехместные, а с противоположной – шестиместные. Новшеством была также установка в некоторых поездах односторонних сидений, ориентированных в одну сторону.
Всего до модернизации ввели в эксплуатацию 52 дизель-поезда ДР1. Позже еще было выпущено несколько сот составов различных модификаций: ДР1А, ДР1АМ, ДР1АЦ, ДР1Б. В процессе модернизаций характеристики поездов повышались, обновлялся их внешний вид, становясь более современным.
Модернизированные версии данного дизель-поезда еще работают, однако, самые первые составы уже давно отслужили свое. Увидеть их сейчас можно разве что где-то в отстойниках железнодорожных парков или в качестве музейных экспонатов.
На сегодняшний день, дизель-поезда ДР1 продолжают эксплуатироваться на железных дорогах стран СНГ, однако, с каждым годом их становится все меньше и меньше. Думаю, лет через 5, данные машины окончательно уйдут в прошлое, по крайней мере, в России уж точно.
А вам доводилось ездить на поездах начальной серии? Может, кто-то путешествовал на "кругломордых" ДР1? Пишите в комментарии, будет интересно обсудить!
Спасибо за внимание! Ставьте лайк и подписывайтесь на Железнодорожный транспорт. До новых встреч! :)
Смотрите так же:
Легендарные пригородные поезда времён СССР. Дизель-поезда серии Д и Д1
Легенды, родом из СССР. Грузовые тепловозы ТЭ10 и 2ТЭ10
#транспорт #железная дорога #ДР1 #поезда