Найти тему
Афиша

Старая добрая фантастика, которую смешно посмотреть сейчас

Оглавление

Собрали для вас VHS-полку из старых полузабытых фантастических фильмов из 80-х и 90-х, которые могут позабавить своей наивностью и подарить дозу умиления и ностальгии.

«Темный кристалл» («The Dark Crystal»), 1982

Весьма популярная на Западе (сейчас Netflix работает над приквелом), но не слишком известная у нас сказка про битву за планету Тра. У «Темного кристалла» довольно скромный размах, зато один из самых волшебных, декадентских и неповторимых миров. Его отличительная черта в том, что главные роли исполняют не люди, а куклы, сконструированные режиссерами картины — авторами «Маппет-шоу» Фрэнком Озом и Джимом Хенсоном. Все придуманные ими создания выглядит как живые, режиссеры преуспели в этом мастерстве. Хенсон работал не только над маппетами, но и над кукольными персонажами из «Лабиринта» и черепашками-ниндзя, а Оз озвучивал магистра Йоду в «Звездных войнах». Впрочем, дело не только в изумительном внешнем виде героев, но и в их бережно выписанных характерах. В фильме есть две расы: злые скексисы и добрые мистики, появившиеся на свет в результате раскола древнего артефакта — Темного кристалла. А еще есть похожие на эльфов-оленят гелфлинги, но их почти не осталась. Из-за геноцида, устроенного скексисами, последний (быть может) гелфлинг по имени Джен находится на воспитании у мистиков — но скоро ему придется отправиться в путь. Согласно пророчеству, чтобы спасти мир юноше предстоит отыскать осколок кристалла — причем до того как на небе сойдутся три солнца. В фильме много магии, но магия самой картины кроется в том, что благодаря реалистическому сказочному пространству, милым героям и не менее трогательной притчеобразной истории «Темный кристалл» позволяет проникнуться немыслимой эмпатией к куклам.

«Повелитель страниц» («The Pagemaster»), 1994

-2

Родители не знают, что делать со своим десятилетним сыном Ричи (Маколей Калкин) — трусишкой, который боится выйти из дома, так как на его стороне всегда статистика по бытовым травмам. Однажды мальчику придется покинуть дом — и как назло в грозу. Чтобы переждать бурю, он забредет в библиотеку, где его встретит эксцентричный мистер Дьюи (Кристофер Ллойд) — библиотекарь, как две капли воды похожий на Повелителя страниц, нарисованного вместе с другими литературными персонажами на потолочной фреске здания. В 1994 году с Калкиным выйдет еще одна картина, в которой его героя тоже будут звать Ричи («Богатенький Ричи») и «Повелитель страниц» как-то затеряется на ее фоне — право слово, жаль: это один из самых недооцененных фильмов со звездой «Один дома». На пятнадцатой минуте экран расплавиться — и игровое кино превратиться в анимационное, а Ричи (уже в качестве ходячей иллюстрации) попадет в страну литературных героев. Чтобы вернуться домой, ему предстоит пройти три испытания: ужасом («Доктор Джекилл и мистер Хайд»), приключением («Остров сокровищ») и волшебством (обширный сеттинг из сказочных историй, в которых главный антагонист — дракон). Не смотря на то, что в фильме превалируют произведения Роберта Льюиса Стивенсона, здесь можно найти большое количество отсылок к другим классическим романам, повестям и сказкам. Скольжение по выдуманным мирам способствуют тому, чтобы мальчик научился быть храбрым, благородным и верным. Редкое кино, которое вызывает желание нырнуть в книги с головой.

«Доблестные воины» («Warriors of Virtue»), 1997

-3

Боевое фэнтези Ронни Ю (постановщика «Бесстрашного» с Джетом Ли и хорроров «Невеста Чаки» и «Фредди против Джейсона») про хромого и смышленого мальчика Райана, который носит воду для школьной команды по американскому футболу — а чтобы стать ее членом соглашается пройти опасное испытание. Оно чуть было не доводит до гибели, однако в последний момент Райан, благодаря книге, подаренной ему китайским поваром, переносится в волшебную страну Тао, где идет война с коварным гедонистом Комодо. Легко предположить, что никакого Тао на самом деле не существует, а все произошедшие исключительно плод воображения впечатлительного паренька, насмотревшегося фильмов про Брюса Ли и испытывающего трудности в общении с родителями. В Тао все обсессии юноши находят свое воплощение: он знакомится с пятью кунг-фу кенгуру (!) — и кроткой девушкой Элисией, в которой видит фигуру матери. При этом, когда Элисия внезапно становится плохой, она сразу же принимает разнузданно сексуальный вид, который безумно пугает парня. В общем, на «Доблестных воинов» можно посмотреть как на фрейдистский сон подростка с томными красотками и Эдиповым комплексом, а можно как на безумное кунг-фу фэнтези с летающими кенгуру — в любом случае это один из самых удивительных образчиков жанра. Что же касается сиквела «Возвращение в Тао», то он известен главным образом тем, что на его съемках погиб Кевин Смит (бог Арес из сериалов «Геракл» и «Зена»).

«Повелитель зверей» («The Beastmaster»), 1982

-4

Первый большой студийный проект Дона Коскарелли — создателя культовой хоррор-пенталогии «Фантазм» и столь же странных, волнующих и копеечных страшилок «Бабба Хо-Теп» и «В финале Джон умрет». Его «Повелитель зверей» — вольная экранизация одноименного романа фэнтези-писательницы Андре Нортон. По форме: что-то среднее между «Конаном-варваром» и «Властелинами вселенной», в последних Дольф Лундгрен играл защитника универсума Хи-Мена. К слову, как и Хи-Мэн, главный герой «Зверей» Дар тоже дружит с тигром, а еще с хорьками, орлом, чернокожим воином, мальчиком и Шиной — королевой джунглей, которую здесь зовут Кири. Все они помогают этому атлетично сложенному мужчине королевских кровей одолеть узурпатора Маакса и остановить человеческие жертвоприношения в городе Арок. Помимо этого стоит сказать, что большую часть времени герои ходят полураздетые, а Дар чуть что лезет целоваться к Кири. То есть это кино не только донельзя брутальное, но и еще жутко романтичное — в лучшие свои моменты смахивающее на «Удивительные странствия Геракла» и «Зену — королеву воинов», только с разного рода дикостями (Дар, например, вышел не из чрева женщины, а коровы) и зверюшками, отвечающими за умиление. И — да: из всего этого успела вырасти целая франшиза и одноименный сериал.

«Звездный бойскаут» («Star Kid»), 1997

-5

«Звездный бойскаут» вышел на экраны задолго до того, как «Железный человек» стал мейнстримом — и не сильно хайпанул (хотя у них, по сути, схожая фабула). Впрочем, так бывает со всякими затерянными сокровищами кино, которые с годами становятся только лучше — а еще обрастают необходимой броней, позволяющей отражать нападки критиков и снобов. У фильма чудесная завязка: после того, как треклинсиане потерпели поражение от армии тиранофусов, ученые отправили на Землю кибера — прототип умного боевого костюма, совмещающего в себе функции обучаемого киборга (как в «Терминаторе») и оружия массового поражения (как в «Железном человеке»). По чистой случайности этот костюм попадает в руки к неудачливому школьнику Спенсеру (Джозеф Мадзелло, Тимми из «Парка Юрского периода»), в которого верит разве что только его учительница биологии. Однако теперь у мальчика появляется возможность доказать, что он не лыком шит. Надев броню, Спенсер первым делом мстит хулигану и подсматривает в парке за понравившейся девочкой — но вскоре переходит на новый уровень: вступает в бой с тиранофуским воином, похожим на межгалактического ежа. Их эпичнейшая схватка происходит на свалке автомобилей — и это красивый образ: судьба мира решается среди груды металлолома, на планете Шелезяка, как и завещал Джеймс Кэмерон.

«Крулл» («Krull»), 1983

-6

«Крулл» (не путать с фэнтези «Кулл» с Кевином Сорбо) — это название планеты, на которой разворачивается сюжет. Ее культурное и экономическое развитие застряло где-то между Арканаром и Вестеросом — то есть в сказочном Средневековье. Поэтому, когда в начале фильма на центральное королевство нападают инопланетные захватчики во главе с Чудовищем, местные оказываются не способны дать им отпор — и те легко забирают в плен принцессу Лиссу. После пришельцы возвращаются на свой корабль-крепость, а на спасение девушки резво бросается ее жених — принц Колуин. Но не один, а в компании отряда самоубийц. Этот отряд, пожалуй, главное украшение фильма: в него входят добросердечный циклоп, неудачливый маг, бывшие зэки (молодые Лиам Нисон и Робби Колтрейн), да кого там только нет. Впрочем, если говорить серьезно, то, «Крулл» собрал в себя слишком много клише жанра фэнтези (тут есть и лютый квест, и «братство кольца», и волшебное оружие в виде пятиконечной глефы, и большая паучиха, и даже огненные скакуны) — но по-своему, на каком-то наивном подростковом уровне это очень даже весело.

«Отвязные каникулы» («Frog Dreaming»), 1986

-7

Австралийский приключенческий фильм, в оригинале именующийся как «Лягушачьи грезы», а в остальном мире известный под самыми разными названиями: «The Go-Kids» в Великобритании, «The Quest» в США. Тем не менее, «Лягушачьи грезы» наиболее точно отражают суть, потому что привязаны к австралийской флоре и фауне, а еще к местным легендам и преданиям, выступающим тут топливом для сюжета. Познакомиться с ними поближе предстоит американскому подростку Коди (Генри Томас из «Инопланетянина») — одаренному изобретателю, который после смерти родителей перебрался на зеленый континент, чтобы быть поближе к другу отца, а в итоге наткнулся на пруд с монстром. «Отвязные каникулы» небезосновательно были процитированы в ностальгическом сериале «Очень странные дела», ведь они из той же золотой эпохи приключенческого кино, что и «Останься со мной» и «Шпана и пиратское золото». Кино, которое пленит ожиданием встречи с неизвестным, глубоко спрятанными тайнами и детской любознательностью — одно удовольствие наблюдать за тем, как Коди со своей подружкой и ее младшей сестрой пытаются разгадать тайну морского чудовища под названием Данкиджин (игра слов, смысл которой станет понятен в финале). После просмотра «Каникул» даже становится немного обидно, что в 80-90-е таких фильмов было пруд пруди, а сейчас за всех них приходиться отдуваться главным образом «Очень странным делам» и хоррорам вроде нового «Оно».

«Суббота, 14-е» («Saturday the 14th»), 1981

-8

Нелепое, но по-своему забавное, а местами и вовсе гомерически смешное зрелище — комедийный трэш-хоррор, спродюсированный женой короля B-movie Роджера Кормана, Джулией. Стереотипная американская семья получает в наследство особняк, с которым явно что-то не так — но супруги стараются этого не замечать, в то время как их дети — половозрелая дочка Дебби и десятилетний сын Билли — сразу чувствуют подвох. По телевизору все время показывают «Сумеречную зону», а сам дом упорно хочет купить чета вампиров, потому что в его закутках хранится Книга Зла, снабженная чертовски доходчивым эпиграфом: «В пятницу 13-е дело будет плохо, но в субботу 14-е — еще хуже». Стоит открыть этот фолиант, как на волю выберутся чудовищные силы — орава смехотворных монстров с неуемным аппетитом. Поскольку Билли этого не знал, он навлекает на свою семью эти и другие проклятия. Выход один — вызвать Ван Хельсинга. Главная находка фильма — пожалуй, Существо из Черной лагуны, плавающее в ванной под музыкальную тему из «Челюстей», а самый курьезный момент — когда пришедшие на вечеринку нахальные родственники оказываются хуже всяких чудовищ. Но самое невероятное в этой истории то, что через несколько лет вышел еще и сиквел под названием «Суббота 14-е наносит ответный удар».

«Что-то страшное грядет» («Something Wicked This Way Comes»), 1983

-9

Чтобы разнообразить свой мимишный репертуар и снять что-то действительно пугающее, студия «Дисней» позвала Джека Клейтона — режиссера искусной экранизации готической повести Генри Джеймса «Поворот винта» («Невинные»). Но испугавшись на тестовых просмотрах, что у Клейтона получается мрачное и не во всем понятное для зрителей кино, студия отстранила режиссера и сильно переделала фильм. В итоге вместо величественной экранизации одноименного романа Рэя Брэдбери у нее получился колосс на глиняных ногах — но даже такой голем способен внушить страх: карнавалом «Пандемониум мистера Дарка», цирковыми уродцами, Пыльной Ведьмой и самим мистером Дарком (Джонатан Прайс). Со всеми этими демоническими сущностями схлестнуться два закадычных друга-школьника, когда найдут в глубинах бродячего цирка карусель, способную менять человеческий возраст. После примешаются сложные отношения с папой-библиотекарем, отеческое чувство вины и другие мотивы, которые вслед за этим перекочуют в «Бурю столетия». Но у Брэдбери все закончится не так мрачно, как у Стивена Кинга. Герои в самый ответственный момент побегут в библиотеку (ведь, где искать спасения, как не среди книг — утверждает автор «451 градуса по Фаренгейту»), а злу противопоставят смех. Однако, несмотря на лиричный и благостный финал, фильму удается рассказать совсем не невинную историю взросления на один поворот винта.