Найти тему

Решать или рисовать решение?

Больше 40 лет преподаю математику и физику старшеклассникам. И постоянно сталкиваюсь с одной и той же проблемой.

Учащиеся выпускных классов не умеют решать задачи по математике из учебников 7-го класса. Редкий выпускник может решить хоть одну задачу по физике из школьного курса.

И очень часто это далеко не лентяи и лодыри. Это могут быть даже отличники физматов и золотые медалисты. Они с самого первого класса аккуратнейшим образом выполняли все указания учителей, делали все домашние задания. В чём причина? Почему они запутываются в примерах и задачах, которые в своё время решали на пятёрку?

-2

В младших классах, пока алгоритмов всего лишь десяток-другой, сильные организмы ещё в состоянии с этим справиться.

В старших классах количество алгоритмов уже исчисляется сотнями. Запомнить это практически невозможно. А смысл происходящего, который по идее должен был быть заложен в младших классах, ускользает.

Срываются даже одарённые дети, победители олимпиад. И чтобы научиться реально решать, а не рисовать решение задач, практически все вынуждены обращаться к репетиторам, или на курсы. Ну, а хороший репетитор, как правило, вынужден начинать с арифметики. Без этого никуда.

Отличница 7-го физмат класса пишет:

-3

На вопрос, как такое могло получиться, бодро отвечает:

Надо целую часть умножить на числитель и прибавить знаменатель.

То есть она решила так:

-4

Подобных правил скопилось слишком много для запоминания. И она перепутала, что на что умножить и к чему прибавить.

И просто повторением правила проблему не решить. Оно всё равно будет забываться. Потому что не подкреплено пониманием того, что

-5

Вопрос, сколько в двойке третьих, привёл ученицу 7-го физико-математического класса в ступор. Она, конечно, в своё время всё это аккуратно выучила и сдала на пятёрку. Но то, что это может позже пригодиться, даже не подозревала.

И это далеко не единичный случай. Такие примеры могу приводить месяцами без перерыва. И не только относительно арифметических действий.

Очень много проблем с решением простейших уравнений. А без них порой сложно решить даже относительно простую задачу. Отличника 9-го физико-математического класса поставило в тупик уравнение

-6

Первая реакция этого не может быть. Разве два икса могут быть равны одному иксу? При этом уравнение

-7

проблем с записью решения не вызывает. Это как бы уравнения разных типов. Уравнение типа 2х=х просто давно не встречалось. Алгоритм забыт.

Почему такое происходит?

-8

Если бы ученик не пытался делить уравнения на весьма условные и непонятные типы и запоминать рисунки решений, а понимал, что все уравнения решаются с помощью арифметических действий, никаких проблем бы не возникало.

Мальчик на ОГЭ забыл формулу площади прямоугольного треугольника. И не смог её найти. При этом формулу площади прямоугольника знал прекрасно. Но для него оказалось страшной тайной, что прямоугольный треугольник — это просто половина прямоугольника. Эти две формулы он учил наизусть совершенно независимо друг от друга.

Огромное количество формул школьного курса дублируют друг друга и предлагаются для независимого заучивания наизусть. Почему? Для меня загадка. А для вас?

Автор: Владимир Тер-Григорян, математик, физик, репетитор, автор бесплатных и платных книг по подготовке к экзаменам по математике, отработал в школе почти 30 лет, считает семейную форму образования единственно возможной на сегодняшний день.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте статьи других авторов:

Секреты того, как дети учатся сами. Пятый самый важный

А вы уверены, что у вашего ребёнка нет пробелов в знаниях?

Я не вижу в школьном образовании ни одного положительного пункта...

Какими механизмами пользуется мой внутренний лентяй, чтобы запомнить информацию

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО