Найти тему

Бегство от операционки: как гендиректор справляется с операционкой

Оглавление

Бизнес в России ⎯ всегда очень личная история, часто повествующая о временах принятия непростых, а то и отчаянных решений и серьезных рисков. Для владельца бизнеса его дело ⎯ детище, которое он растил и пестовал, спасал и сохранял во все времена, где он знает стоимость каждого стула в офисе и каждого замка в двери, помнит имя каждого клиента за последние 5 лет и поэтому убежден, что без него бизнес работать не будет.

При этом почти каждый третий собственник (он же, по совместительству ⎯ генеральный директор, как правило) бизнеса с годовым оборотом от 400 миллионов рублей задумывается о выходе из оперативного управления (об этом свидетельствует внутренняя статистика R2 Private Leaders Club).

Причины разные: кто-то устал от возросшей до предела его возможностей нагрузки, кто-то потерял интерес к данному бизнесу (скучно) ⎯ его влекут новые проекты, другие разочаровались в текущем образе жизни, мечтая в начале запуска бизнес-проекта о свободе, путешествиях и т. д.

Но как гендиректору «выйти» из операционки или, хотя бы, ограничить свое участие в оперативном управлении компанией, минимизируя при этом риск стагнации или вообще потери бизнеса? Рецепт прост ⎯ настроить и вывести работу компании в режим самодостаточной и саморегулируемой системы, делегируя функции оперативного управления доверенному человеку.

Как гендиректору выйти из операционки ⎯  настроить и вывести функционирование компании в режим самодостаточной и саморегулируемой системы
Как гендиректору выйти из операционки ⎯ настроить и вывести функционирование компании в режим самодостаточной и саморегулируемой системы

Как просто, да? С точки зрения осознания задачи и постановки цели, да. А вот исполнение требует много сил, воли, времени, ресурсов и знаний.

Кстати, про знания, которые, как известно, превращаются в преимущества их обладателей над невеждами, и которые приобретаются пошагово (вспомните школьные годы, студенческие 5 лет, практическую работу):

наша компания Бойлерная обучает людей технике и технологии продаж, внедряет автоматизацию, проводит аудит и корректировку бизнеса, осуществляет практическое внедрение современных знаний в бизнес-процессы. Познакомьтесь с нами . Посмотрите наши кейсы . Записывайтесь на аудит и вэбинары ! Будем учиться!

Определение операционки

Операционка или, официально, операционная деятельность предприятия ⎯ это совокупность всех бизнес-процессов компании в реализации задач основной деятельности с задействованием всех ресурсов и под одним управлением для получения конечного продукта, его продажи потребителю и извлечения максимальной прибыли.

Виды операционной деятельности

Они разные и перечислены в ЕГРЮЛ. Зависят от сферы, в которой работает компания. Любая другая деятельность, не указанная в ЕГРЮЛ, будет относиться к финансовой или инвестиционной. Это важно. Надо знать.

Показатели операционной деятельности

Для оценки эффективность ведения дел экономической наукой разработаны и хорошо работают показатели операционной деятельности компании. Это:

  • коэффициент операционных активов;
  • коэффициент прибыли на одного работника;
  • продолжительность операционного цикла;
  • рентабельность производства.

Определения, формулы, примеры расчета показателей легко найти в сети Internet и любом учебнике по матанализу.

Борьба с гнетом операционки — прицельная работа над повышением операционной эффективности предприятия

В самом деле, вряд ли вызовет критику утверждение, что операционная структура и деятельность на предприятии организованы достаточно хорошо, их эффективность высока, если они соответствуют следующим принципам, претворенным в жизнь:

  • постоянный мониторинг и оперативная корректировка всех бизнес-процессов, позволяющие оптимизировать всю технологическую цепочку создания конечного продукта, затрачивая при этом обоснованный минимум материальных и человеческих ресурсов;
  • грамотно и рационально построенная организационная структура штатного персонала, позволяющая не дублировать функции и соблюдать наиболее удачные схемы взаимодействия сотрудников;
  • рачительно-бережное отношение к ресурсам: материалам, оборудованию, технике, не допускающее сверхнормативных запасов, но позволяющее иметь необходимый резерв;
  • постоянное отслеживание изменений внутри компании и контроль за изменениями внешней среды (законодательные акты, появление новых технологий и т. д.) и конъюнктуры рынка;
  • хорошо налаженный учет и контроль. Важнейший принцип и один из обязательных и действенных элементов управления любым процессом.

Согласитесь, что там, где все бизнес-процессы четко регламентированы, прописаны на бумаге и находятся в общем доступе, должностные функции доведены до сведения персонала, ими изучены и освоены практически. Наставники на местах. Руководство адекватно, грамотно, честно и порядочно.

Где царит атмосфера принятия и одобрения сотрудниками корпоративной культуры компании, их ощущения себя частью команды единомышленников, которых ценят и уважают ⎯ там операционная эффективность не может быть низкой по определению. Жаль, что нарисованная картина не очень соотносится с реальной российской действительностью. Но мы туда придем когда-нибудь!

Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам. Конфуций (Кун-Цзы)

Почему гендиректору необходимо «уйти» из операционки

Директор тоже всего лишь человек, каким бы ни был могучим, и у него также 24 часа в сутки и ограниченный человеческий ресурс. Поэтому, находясь в центре операционного управления своим предприятием, он физически не может заниматься стратегическим планированием, выстраивать бизнес-модель развития компании в долгосрочной перспективе, отслеживать технологические тенденции и конъюнктуру рынка. А, значит, заведомо обречен на отставания в конкурентной борьбе, что может привести к стагнации бизнеса и его потере.

Уровни передачи управления

Существуют 3 схемы, по которым собственник передает управление своим бизнесом наемным исполнителям:

  1. Управление развитием . При такой форме передачи управления собственник не занимает никакой должности и делегирует назначенному руководству всю полноту власти. За собой оставляет право определять направление развития бизнеса, его корректировку и все инвестиции.
  2. Управление инвестициями . Самое большое дистанцирование владельца от своего детища. В данном случае собственник фактически становится только инвестором, обеспечивая бизнес капиталом и участвуя в распределении прибыли. Стратегию развития и постановку целей отдает на усмотрение доверенных лиц.
  3. Управление деятельностью . Это самый частый случай, особенно для малого и среднего бизнеса, когда собственники также занимают штатные должности верхнего уровня, но имеют рядом толковых и ответственных наемных людей, делегируя им часть важных функций управления своим бизнесом.

Риски владельца при передаче управления

Да, передача операционного управления в чужие руки ⎯ психологический стресс для владельца. Поэтому, это либо вообще не происходит, либо делается слишком поздно. Причина ⎯ непринятие собственником потенциальных рисков, связанных с передачей управления наемному человеку. Риски конечно существуют. Назовем главные:

  • наемный директор может разрушить бизнес . Вполне возможно. Но этот риск можно значительно снизить, если четко прописать цели, задачи, согласованный регламент достижения целей, ключевые показатели, предел полномочий операционного директора и постоянно сверять их с реальным ходом дел(не переусердствовать, дергая человека по мелочам! Уважающий себя человек после второго раза плюнет и уйдет);
  • у наемного директора и собственника могут быть разные взгляды . Да. И это вполне нормально. Люди разные, и одна и та же ситуация представляется каждому по-своему. Дайте человеку раскрыть свой потенциал: может статься, что вы не видели или не видите то, что видит новый директор и этот его взгляд даст вашему бизнесу новый виток развития. Не лезьте поминутно со своими советами, раз уж доверились человеку. Потерпите какое-то время! Присмотритесь!
  • финансовые и юридические риски. Тоже обоснованные страхи. Бизнес и рынок ⎯ сложная и рискованная среда. История знает много случаев финансовых потерь и банального подлога и кражи бизнеса наемными директорами. От подобных сценариев никто не застрахован.

Проявите особую тщательность, осмотрительность и осведомленность при подборе кандидатуры операционного директора. Привлеките к составлению контракта профессионального и доверенного юриста.

Вместо резюме повторим: выйдя из операционного управления, создатель бизнеса сможет заняться стратегическим планированием, определять точки роста, внедрять новые технологии, а главное — видеть компанию в целом, и руководить ею с учетом долгосрочной перспективы.

Больше полезных статей в нашем telegram