Гнев — отрицательно окрашенная реакция, выражающаяся в недовольстве каким-либо явлением или негодованием, возникающим у человека в результате действий объекта.
Как работать с гневом в коммуникации, если собеседник уже пришел к вам, так сказать, на своем пике эмоций или чего хуже, вы его довели до этого состояния?
- Помните, что гнев возникает часто от тупиковых ситуаций, от бессилия, от накопившейся раздражительности, ваш собеседник не видит решения, а проблемы его задушили.
- Решить ваш коллега в этом состоянии все равно ничего не сможет, поэтому первое – выслушайте его и поймите причину его гнева.
- Если собеседник впал в гнев в вашем пространстве, смените его, выйдите попить кофе, в переговорку, в коридор, предложите воды, что-то перекусить.
- Работаем также как и с жалобами: показываем, что понимаем собеседника, выражаем сочувствие, далее ищем причину описывающую ситуацию, генерим и предлагаем решения.
Если в гневе вы:
- Осознать, что вы в этом состоянии
- Переключить внимание и успокоиться (дышать, смотреть на предметы, которые вас окружат, визуализировать спокойное и безопасное место)
- Выпустить пар (наедине), ударить что-то, разбить, порвать
- Сменить пространство (выйти кабинета, пересесть, выйти на улицу)
- Используйте только Я-выражения в разговоре с кем-то. Говорите про свое состояние и эмоции, а не про того или то, что вас в него погрузило.
- Анализируйте, что вас повергло в гнев, как решить проблему. Агрессия, как и все эмоции, зарождается в правом полушарии головного мозга. Левое же полушарие отвечает за логику. Если вы включите логику и попробуете проанализировать сложившуюся ситуацию, левое полушарие активизируется, а работа правого замедлится. Мозг отпустит эмоцию гнева, и вы успокоитесь. Ко всему прочему, анализ ситуации, вероятно, позволит вам ее разрешить.
Здесь можно почитать про то, как избежать конфликтов в коммуникациях.
Лайфхак
Также хочу сказать, что есть отличный способом стопорнуть ситуацию гнева аппонента и не быть втянутым в гнев самому – это применение принципа амортизации – т.е. немедленное согласие с доводами партнера, какими бы они ни были.
Амортизация означает буквально «умерщвление»; амортизировать – значит, смягчить, умерить, ослабить. Кстати, если вы к его словам сами себя покритикуете – будет еще лучше. Так вот, согласие обескураживает собеседника и усмиряет, приводит в чувства, а дальше можно действовать по алгоритму, описанному выше.
Подробнее об этом принципе можно почитать в книге Михаила Литвака «Психологическое айкидо».
А как вы выводите себя и собеседника из состояния гнева?
А тут можно посмотреть информацию о том, как противостоять манипуляциям в коммуникации.