Если бы Смоктуновский сыграл профессора Мориарти…
Александр СЕДОВ (с)
За несколько лет до того, как Иннокентий Смоктуновский предстал на экране в образе доктора Джекила, – пытавшегося совладать с «тёмным я», внутренним демоном по фамилии Хайд, – актёр пробовался на роль другой демонической персоны – профессора Мориарти в «Приключениях Шерлока Холмса». Актёру было за пятьдесят, и боевыми искусствами он не владел (предстояла смертельная схватка с Холмсом у Рейхенбахского водопада!), поэтому режиссёр Масленников подыскал ему дублёра. Каскадёра Виктора Евграфова так удачно загримировали под Смоктуновского, что было решено не беспокоить великого артиста ради пары эпизодов, и профессора сыграл Евграфов.
Зная гениальность актера, можно представить каким изощренным интеллектуалом мог выйти его не сыгранный «наполеон преступности». Такому артисту, как Смоктуновский, хватало эпизода, чтобы скромное своё появление на экране обернуть в триумф. Даже в «средненьком» кино. Ну, а в талантливом фильме Масленникова его профессор Мориарти мог оказаться самим Гамлетом, впрочем, «падшим». И вопрос «быть или не быть», стоя у бездны на краю, он без колебаний решал бы в пользу «Не быть».
Как мы знаем, эту роль блестяще и совершенно по-своему сыграл Виктор Евграфов, но для прояснения в фильме образа зла задержимся на этом гипотетическом Мориарти чуть подробнее.
Каким же мог быть Мориарти-Смоктуновский? Будучи великолепным актером, он всегда был чуток к режиссерской интонации в кино. Не исключено, что своего антигероя он тоже бы «закавычил». Позволил бы себе самоцитату, самогротеск на тему Гамлета, но уже не пародийно-шутовской, как в комедии «Берегись автомобиля», где Юра Деточкин с упоением играет принца Датского в любительском драмкружке, а другой – «исковерканный разумом и гордыней» Гамлет, что, впрочем, тоже пародия. Пародия на представителя рода человеческого, на идею сверхчеловека. Иннокентий Михайлович любил «округлять» своих героев до обобщений, при этом оставляя их совершенно конкретными и узнаваемыми.
Возможно, в Смоктуновском-Мориарти угадывались бы «не прожитые жизни» профессора математики: гений Моцарт (из одного фильма) и его отравитель Сальери (из другого), князь Мышкин («смиренный Гамлет») и следователь Порфирий Петрович, чеховский дядя Ваня и царь Фёдор Иоаннович, – все те блестящие роли Смоктуновского, на которые он решил бы намекнуть жестом, взглядом, интонацией. На то у актера был серьёзный карт-бланш, ибо все эти живые души, когда-то сыгранные Смоктуновским, «томились разумом», то спотыкаясь о вопросы бытия, то их перешагивая – а это прекрасный человеческий материал для Мориарти, который, если верить Конан Дойлу, окончательно решил для себя нравственный вопрос, но, которому тот же Конан Дойл, отвел в рассказе всего несколько реплик. А чего стоит следователь Порфирий Петрович из «Преступления и наказания»! – безупречный логик и криминалист, он, пожалуй, ближе всех к достопочтенному профессору. «Как нам повезло, мистер Холмс, что вы не преступник! – однажды воскликнул полицейский инспектор. – Вы были бы лучшим! » Вот, и вкрадчиво-неумолимому Порфирию Петровичу, каким его исполнил Смоктуновский, оставался один шаг до профессора Мориарти. Сменить плюс на минус.
Появление Смоктуновского-Мориарти взорвало бы «викторианскую вселенную», какой её изначально задумывали в 1979 году на «Ленфильме», – и возникла бы другая вселенная – параллельная и математически усложненная. Не то, чтобы этот Мориарти перетянул бы одеяло на себя, – Смоктуновский умел играть в любом регистре, и был человеком ансамбля, – но его острохарактерный антигерой, скорее всего, получился бы одновременно и харизматичным и тонко реалистичным наравне с Шерлоком Холмсом, а для мира, взятого в кавычки, это чересчур.
В конце концов, Смоктуновский вошёл в мир Шерлока Холмса позднее, в 1986 году, на закате советского киномифа о «старой доброй Англии». Он переступил порог квартиры великого сыщика почти царственно, в ранге премьер-министра, и за ним угадывалась мощь многоликой нации, может, Британской, может, Советской, а, может, многоликой нации характеров империи Смоктуновского. Если б этому гамлетовскому потенциалу удалась карьера учителя математики, а не премьер-министра, кто знает, в какую бездну падения Мориарти нам посчастливилось бы заглянуть. И уж, наверняка, увиденное пошатнуло бы в наших глазах незыблемые устои старой доброй Англии раньше предначертанного срока. Но в фильме предстал перед нами другой Мориарти, обрисованный резкими контурами и штрихами, словно Тень из сказки Шварца.
другие мои статьи: О Валентине Гафте замолвите слово / Олег Янковский в предлагаемых обстоятельствах / Актёр Борис Плотников / Василий Ливанов, он же Шерлок Холмс / Донатас Банионис, актёр с планеты Солярис / Александр Пороховщиков, "актёр с острова Пасхи" / Леонид Марков в фильме "Остров сокровищ" / Алхимические начала Андрея Миронова / и т.д.