По совету знакомого посмотрели кино "Земля кочевников", от режиссера, сценариста и продюсера Хлои Чжао.
Очень странный фильм. Фильм без "острого" сюжета, без спец эффектов, голливудских красавиц и суперменов. Но доброе послевкусие, впечатление тепла и света не покидает меня уже две недели.
Я не могу сформулировать и сформировать в одну идею те мысли, которые возникли у меня после просмотра фильма, отдельные мысли, отдельные размышления... Я не знаю, что хотели сказать этим фильмом авторы и актеры, надеюсь, что это и была их цель - задать важные вопросы. Кто мы такие? Что такое мир, который нас окружает? Зачем мы живем? Каковы главные ценности для меня и для мира? Что такое свобода, и какова цена ее для нас? Что такое одиночество? и так далее...
Обсуждал этот фильм со своими приятелями. Кто-то считает, что это кино о "призраках", людях, которые "выпали из реального мира".
Они выпали из повседневной жизни, из этого колеса всепожирающего... Их просто не замечают окружающие до тех пор, пока они не мешают ("Здесь нельзя парковать машину на ночь!"). И в то же время они свободны от большого количества условностей, они живут другой жизнью. И возвращаются в прежнюю - на время - только когда нужны деньги. А потом опять - гармония, мир внутри, радость от простых вещей
"Призраки", потому, что их не замечают, чувство, что без по-настоящему близких и глубоких отношений тебя словно нет. Я причем понимаю ее. Там этот мотив силен. Неслучайно в предпоследней (предфинальной) сцене героиня приезжает в брошенный дом, где жила с мужем, который умер. Неслучайно некоторые герои добровольно уходят из этой свободной, без условностей жизни, без надрыва, да, как птички отлетают, но самоубиваются.
А кто-то считает, что авторская идея - противоположная, светлая, возвышенная. Люди, которые научаются жить с утратой - могучие люди. Те, кто после больших потерь находят радость в горячем чае, в причудливом узоре на воде, в камнях и чайках, в морозном воздухе, в простом человеческом общении, во взаимопомощи - живее себя прежних, благополучных, устроенных.
Авторы явно любуются героиней в ее простых занятиях одиночки после всех ее потерь, это подчеркивается и музыкой, необыкновенно прекрасной, просто улетной, когда героиня бродит в камнях, лежит раскинувшись на воде, уезжает за горы в финале. Да, в предфинальной сцене женщина неприкаянно бродит по дому, как призрак. Но мы то-то знаем, что идея в полноте своей выражается в финале. А в финале героиня преодолевает пустой дом, она снова в пути, в движении. Там есть ощущение, будто вот эти потеряшки - стали больше, чем другие, теперь детьми божьими, будто из-за того, что они не в толпе, а отделенно, на них лучше, «сподручнее» сверху фокусироваться, как бы присматривать за ними, взять неприкаянных под крыло, если они не против. Это подчеркнуто ракурсом камеры. Там много сцен снято, что вроде как герои - одни на всей планете. И вот это "одни на всей планете" - выносит сразу в космос.
и еще важный момент. Ни о каком свете и возвышенности не было бы речи, если бы эти «кочевники» не были сердечными людьми, которые вынужденно стали одиночками, а не потому что замкнулись в своем эгоизме и не могут с ним совладать. Мне кажется, для авторов принципиально важно, что гл. героиня может поладить со всеми, это буквально звучит в ее характеристике, важно, что она знает про любовь к ближнему, жила в этом единстве, взаимосвязи и живет вопреки тому, что у нее как будто нет больше родных. Вечное одиночество и бесконечный побег от того, что с головой проблемы и тяжелый характер - это совсем другая история, неинтересная авторам «Земля кочевников». То есть я про то, что одиночка одиночке - рознь, понимаете? И про то, что красиво то движение, когда оно не убегание
Я думаю, что "Землю кочевников" вполне можно отнести к разряду фильмов "обязательных к просмотру"
Номинации (6):