«VUCA – мир» - это стрессовый, постоянно меняющийся мир, в котором требуется быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации. Термин впервые появился в 1987 г. для описания состояния стран после холодной войны, которая закончилась резким развитием технологий и активным расширением информационного поля.
Как расшифровать "VUCA"?
• V olatility – нестабильность, изменчивость;
• U ncertainty – неопределенность;
• C omplexity – сложность;
• A mbiguity – неясность, неоднозначность, двусмысленность.
Задача эффективных лидеров в этом новом мире будет заключаться в том, чтобы осуществлять синергетическую деятельность внутри группы с помощью цифровых медиа, ускорить трансформацию процессов и обеспечить выполнение организацией своих целей с помощью удаленной работы.
Какими компетенциями должен обладать лидер в "VUCA-мире"?
1. Компетенция "Адаптация к постоянным изменениям"
Положительно реагирует на изменения, даже использует изменения, чтобы достичь целей и принести пользу клиентам.
• Легко адаптируется к меняющимся ситуациям.
• Предвидит изменения и действует соответственно.
• Находит способы снижения воздействия изменений с помощью креативных и конкурентных стратегий, повышающих ценность для клиента.
2. Компетенция "Быстрое реагирование"
Расстановка приоритетов удовлетворенности клиентов с помощью быстрых и убедительных ответов
• Реагирует, думая и действуя быстро, чтобы удовлетворить текущие потребности клиента.
• Умеет формулировать четкие и своевременные ответы в ответ на проблемы или непредвиденные обстоятельства клиента.
• Поддерживает тесный или постоянный контакт с внутренними или внешними клиентами, чтобы быстро удовлетворить их потребности.
3. Компетенция "Гибкость и адаптивность"
Гибкость и адаптивность, способность эффективно работать с разными людьми в различных ситуациях. Лидер способен понимать и ценить различающиеся или противоположные точки зрения, и адаптировать собственную позицию в соответствии с требованиями ситуации. Он будет легко проводить в жизнь необходимые изменения в любой организации.
4. Компетенция "Динамичное сотрудничество"
В цифровой среде работает быстро в сотрудничестве с другими.
• Активно создает и распространяет онлайн совместные документы.
• Управляет временем и ресурсами с чувством безотлагательности, используя преимущества оперативности цифровых каналов.
• Выстраивает качественные отношения и запускает взаимодействие в онлайн-сообществах, в которые они входят.
5. Компетенция "Интерактивная обратная связь"
Анализ эффективности действий, предпринимаемых в целях корректировки и уточнения моделей поведения, необходимых для достижения текущих целей
• Склонен капитализировать знания и использовать их для улучшений, извлекая их из неудач, ошибок, претензий и опыта других.
• Постоянно контролирует показатели качества.
• Периодически анализирует и пересматривает прогресс выполнения стратегического плана со своей командой.
• Постоянно переформулирует концепции и разрабатывает новые планы для достижения целей, приспосабливая их к новым обстоятельствам.
• Обычно делает правильные выводы, анализируя информацию, факты или прочее.
6. Компетенция "Лидерство веб-команд"
• Руководит и координирует работу веб-команд.
• Положительно влияет и содействует коллективному построению общего видения.
• Поощряет и поддерживает в своей команде использование цифровых инструментов для достижения целей.
• Осуществляет поддержку, понимание взаимодействия в виртуальных группах, управление конфликтами и развитие сотрудничества.
7. Компетенция "Открытость инновациям"
Способность создавать нечто принципиально новое, совершать прорывы; делать нечто новое, чтобы улучшить свою работу или работу других.
8. Компетенция "Самоконтроль"
Умение сохранять спокойствие и уверенность в сложных ситуациях, достигать поставленных целей несмотря на препятствия. Эта компетенция подразумевает способность человека сохранять энергичность и мотивацию даже в ситуации постоянного стресса.
9. Компетенция "Универсальная коммуникация"
• Адаптирует нужный виртуальный канал для передачи различных типов информации в соответствии с целевой аудиторией.
• Устанавливает профессиональные отношения и контакты посредством цифровых каналов.
• На цифровых каналах действует ответственно и этично.
• Использует интернет, чтобы узнать о текущих потребностях и предвидеть будущие тренды/потребности клиентов.
• Устанавливает новые каналы для присутствия или участия.
10. Компетенция " Эмпатия. Социальная чувствительность."
Способность понимать и интерпретировать мысли, поведение, чувства и мотивы других людей (коллег, прямых подчиненных и руководства), выражаемые вербально и невербально. Эта компетенция подразумевает наличие у человека наблюдательности и навыков социальной чувствительности.
Все эти компетенции составляют новую модель компетенций PDA International "Управление изменениями в VUCA times".