Найти тему
Фея Заброшек

Дисграфия - это семейное

"Я не понимаю, как он не может читать? Ты у меня читала с трех лет, а он не может. В принципе, как это, не читать? Не понимаю" - горестно вздыхала моя мама в начале второго класса сына. На тот момент он читал по буквам... 12 слов в минуту...не дольше трех минут... На большее его не хватало. Я тоже не понимаю самого механизма такого не умения читать. Для меня чтение - это настолько естественно, как есть суп ложкой. Но я принимаю особенность своего ребенка, так же как понимаю, что есть люди которые суп пьют из пиалы. А вот проблемы с письмом меня нисколько не удивляют, знаю проблему изнутри - путать буквы, неправильно их писать , не видеть ошибки... Дисграфия проблема семейная.

В моем детстве дисграфии не было. Была "врожденная безграмотность", "лень" и " невнимательность". Только так объясняли все 5/1 за сочинение, натянутое 2 за диктанты при 5 на устном экзамене по русскому. Учителя грустно вздыхали, мама доставала ремень...

Что такое дисграфия

Дисграфия - такое расстройство учебных навыков, для которого характерны :

  • сложности с письмом/формирование букв
  • замена, перестановка, пропуски букв, написание дополнительных букв при письме,
  • сложности в вычленение отдельных слов в предложении
  • неврологические нарушения

Обычно дисграфию диагностируют во 2-3 классе, до этого подобные нарушение письма у детей вполне себе могут быть просто от нехватки навыка. Специалисты выделяют несколько видов дисграфии. Я честно попыталась вникнуть, но поняла, что лучше оставить эту тему логопеду-дефектологу.

Малому диагностировал дисграфию и дислексию логопед-дефектолог в начале 2го класса. Собственно я уже не сомневалась в том, что у сына есть такое расстройство, но нужно было официальное заключение специалиста для ПМПК. Логопед изучила его тетради, провела диагностику и выдала нужную бумагу. Зачем это было нужно? Дисграфия не болезнь - она не лечиться, но ее можно скорректировать.

-2

Что не помогает при дисграфии.

С моей безграмотностью пытались бороться в детстве. "Как!? Как можно написать лисиЗа , вместо лисиЦа? " - возмущалась мама. В начальных классах я бы училась на отлично, если бы не единственная 4 по русскому. Учеба ребенка для мамы была вопросом успешности и состоятельности ее, как родителя, поэтому в ход шли все доступные методы на тот момент. Спасибо маме - я на своем примере знаю, что эти методы не работают.

Переписывания.

Помарка в тетради , предупреждение, несколько помарок - выдираем страницу из тетради и переписываем. Ошибка в домашке - переписываем. Иногда до позднего вечера, по несколько раз одну и ту же домашку. В итоге - идеальная домашняя работа получает 5 , а потом случается проверочная в классе.... Всю начальную школу я переписывала . Но началка кончилась, навыка видеть и исправлять ошибки в тексте не появилось. Скорость письма возрастала - и выводить старательно каждую буковку тоже не получалось. Подчерк "медицинский" , ошибки и описки - мое до сих пор

Диктанты

Был у мамы период, когда она решила диктовать мне каждый день небольшие тексты. Разной сложности. Брала художественную книгу и диктовала оттуда какой-нибудь абзац. Чаще всего это была классика со сложно-сочиненными предложениями. Как же я ненавидела эти диктанты. На грамотность это не повлияло никак.

Прописи каллиграфические

Не помню каких-либо специальных прописей в своем детстве, но вместе с сыном в первом классе честно пыталась работать над своим подчерком. Да и до сих пор иногда пытаюсь. Да в прописях пока пишу - ровненько и красиво, но там скорее вырисовываю буквы, при каждодневном письме буквы путаются все равно. Так что для общей развитии мелкой моторики - возможно, но есть более интересные способы эту самую моторику развить.

Лекарство от лени.

Волшебный ремень, как метод влияния на оценки применялся часто. Мама обижается, что при всем , что у меня в детстве было хорошего, я больше всего помню именно это. А что поделать, в памяти осталась боль, обида и нежелание идти домой. Чему учит ремень? Уж явно не грамотности. Меня он научил врать, подделывать подписи учителей и родителей и отучил доверять родителям. Хочу ли я таких результатов своему ребенку? Точно нет.

Знание правил наизусть

Вообще это нужно и полезно - знать правила родного языка. Я в школе могла цитировать справочник Розенталя. Устные все экзамены по русскому - на отлично. Только вот на письме это никак не сказывается. Я до сих пор не вижу большую часть ошибок, даже если сознательно перепроверяю текст. А уж написать грамотно с первого раза - просто не реально.

-3

Как дисграфия может повлиять на взрослую жизнь

В моем случае - никак не повлияла. Я получила высшее образование, работаю по специальности на любимой работе. Спасибо проверкам на грамотность в компьютере и телефоне - людей безграмотностью не пугаю. Да, если действительно очень важный текст по работе - попрошу отредактировать коллегу, но на этом все. Хотя за опечатки в родительском чате иногда неловко.

Значит ли это, что на дисграфию можно забить? Нет. Во-первых оценки в школе все равно так или иначе влияют на самооценку ребенка, во-вторых если можно самосовершенствоваться, зачем стоять на месте. С сыном над его особенностями в школе работает логопед-дефектолог. Работают по специальным методикам для дисграфиков, результаты мы закрепляем дома, выполняя задания. Так вот - эти методы работают, даже на мне. Приходит понимание на уровне логики - почему тут пишется именно так, а не иначе. К тому же, чем успешнее ребенок будет усваивать программу в школе, тем больше будет у него возможностей в дальнейшем. При этом я не ставлю целью, сделать его отличником. В этом плане оценки как цифры в аттестате меня волнуют мало. Куда больше меня волнуют знания и навыки. Вот над этим и будем работать.