Найти тему
Коммуникатор

Как реагировать на манипуляцию в коммуникации?

Оглавление
Манипуляция – это скрытое воздействие, целью которого является достижение собственных интересов таким образом, чтобы у собеседника или слушателя возникла иллюзия самостоятельности в принятии решения.

Суть манипуляции (особенности её проявления):

  1. Скрытое влияние
  2. Используются уязвимые места оппонента:
  • особенности характера
  • стереотипы
  • желания
  • интересы
  • недостатки и достоинства

3. Манипулятор вводит "жертву" в желаемое эмоциональное состояние (гнев, страх, благодушие, весёлость), не даёт времени на обдумывание, сужает возможности выбора, снижает критичность восприятия.

Давайте разберем самые распространенные виды манипуляции, то, как они работают и как им противостоять.

1. ПЕРЕХОД НА ЛИЧНОСТИ

Способ воздействия: манипулятор выводит человека из эмоционального равновесия.

  1. «Вижу , что вы ничего не смыслите в этом деле»
  2. Трудно договориться с таким недальновидным»;
  3. «У вас какой - то помятый вид»
  4. «Это элементарно, но я понимаю, как трудно вам это понять»

Способ противодействия: эмоциональный контроль (терпение и спокойствие).

  1. «Да , есть такое мнение»
  2. « Не все так считают»
  3. «Да , пожалуй. А что вы думаете? Как надо?»

2. ДОВОД К АВТОРИТЕТНОМУ ЛИЦУ

Способ воздействия: суть - в шантаже партнера, что собеседник будет вынужден обратиться к вышестоящему лицу.

  1. «Мы решаем этот вопрос с вами или мне сразу звонить управляющему (родителям, наставнику)?
  2. «Вижу, мы не сможем договориться. Мне хотелось бы узнать имя и телефон вашего непосредственного руководителя»
  3. Вас этому учил – придется обратиться к нему!

Способ противодействия: эмоциональный контроль (терпение и спокойствие).

  1. «Я думаю, что и вы и я достаточно компетентны, чтобы всё решить сейчас, без привлечения кого-нибудь еще».
  2. Да, пожалуйста. Я тоже считаю, что переговоры должны выйти на другой уровень. Продиктуйте мне имя и телефон лица, с которым будет встречаться мой руководитель».

3. ПРОВОКАЦИЯ, ПРОВОКАЦИОННАЯ ОЦЕНКА

Способ воздействия: выводит из эмоционального равновесия.

  1. «Да это всё неверно, это всё ерунда»
  2. «Я говорю не об этом, это всё банально, а вы не понимаете!»
  3. Да у вас просто нет опыта!

Способ противодействия: эмоциональный контроль (терпение и спокойствие).

  1. «Давайте послушаем вас. Как вы видите решение вопроса?»
  2. «Поясните , что я не понял?»
-2

4. ЛЕСТЬ

Способ воздействия: преувеличение достоинств. Неискренний комплимент.

  1. «Вы лучший из людей, которых я встречал.
  2. «Впервые встречаю такого не только обходительного и умного, но и привлекательного человека!»
  3. «Я только вас увидел и сразу понял – вы меня поймете и не откажете!»
  4. «Вы, как человек безусловно умный, согласитесь, что мое предложение лучше вашего.

Способ противодействия: знание собственных качеств и четкое удержание цели общения.

  1. Мы просто нашли друг друга. Я тоже думаю, что вВы замечательный»
  2. Ответить комплиментом на комплимент.
  3. Не заметить комплимент.

5. МНИМАЯ ОБИДА

Способ воздействия: использование в разговоре фраз, которые явно демонстрируют чувство обиды.

  1. «Вы за кого нас, собственно говоря принимаете?»
  2. «Ну , мы же с тобой друзья! Ты зачем меня обижаешь?»
  3. «Не ожидал, что вы лишите всех радушных надежд на будущее.

Способ противодействия: обращение внимания на содержание разговора.

  1. Да, вы настоящий профессионал. Что вас так заинтересовало?
  2. Конечно же мы друзья и если бы это зависело только от меня, у тебя были бы другие условия.

6. ДАВЛЕНИЕ НА ЖАЛОСТЬ

Способ воздействия: всячески подчёркивает собственную позицию, которая может вызвать сочувствие собеседника.

  1. «Да что вы, такие условия совсем не для нас. Мы только начали свою деятельность, ресурсов у нас мало. Пойдите нам на встречу»
  2. Поймите, мы не коммерческая фирма, у нас нет больших средств, уступите нам, пожалуйста.

Способ противодействия: внимательно слушаете то, что говорит собеседник и говорите о собственных целях.

1. «Понимаю , но мы же не благотворительная организация. Мы, также, как и вы, строго планируем свою деятельность и её условия».

Что показывает ваш опыт? Как реагируете на манипуляции? С каким видом манипуляций больше сталкиваетесь?

Здесь, кстати, можно почитать про убеждающую коммуникацию ;)