Очень часто говоря о низких темпах экономического развития нашей страны, мы говорим о зависимости от высоких цен на нефть. Но так ли это?
Мне видится, что успехи во внешней торговле, или динамика роста доходов не объясняют причин экономического роста в России. Справедливости ради, можно отметить, что динамика роста доходов страны в целом ведет к устойчивому курсу национальной валюты и определенным образом влияет на формирование положительного роста ВВП. Однако, если мы взглянем на профицит внешней торговли за последние годы, то увидим, как корреляция этого показателя с ростом ВВП в последнее десятилетие нарушена.
Посмотрим на график сальдо торгового баланса:
И что-же мы видим:
Со времени после дефолта положительное сальдо торгового баланса (=профицит внешней торговли) росло в пределах 30-130 млрд. долларов и наблюдался экономический рост (с темпами в 5-10%, прям как в Китае). А затем, положительное сальдо продолжило увеличиваться, а экономический рост выдохся (0-4%). В целом, можно сказать, что экспортные доходы (читай доходы от нефти и газа) выросли, а импортировать стали значительно меньше. Санкции.
Теперь для сравнения приведём график темпов ВВП России:
На графике четко показан растущее первое десятилетие 21 века и «потерянное» для страны второе. Сравнивая таблицы, мы должны учесть, что рост первого десятилетия был от низкой базы «девяностых». Но все же, 1997 году при сальдо в 14 млрд.$ имеем 1,4% роста, а в 2015 году при огромном сальдо 148 млрд.$, падение в 2%.
И вот здесь, уместно посмотреть на сальдо более внимательно, прежде всего, на импорт. Что мы импортируем? Товары повседневного спроса, автомобили, продукты питания и … Вот здесь, очень важно – технологии и оборудование, комплектующие для инвестиционного процесса. А это новые рабочие места, рост выручки компаний, снижение себестоимости и, в конечном итоге, повышение платежеспособного спроса населения и бизнеса, который приводит к росту ВВП.
В период глобализма, страны все больше и больше участвуют в географическом разделении труда. Концентрируют свою экономику на самых выгодных для них отраслях экономики. Это позволяет выдерживать общемировую конкуренцию на мировом рынке труда. И это же несет риски суверенитета в случае, если происходит временная изоляция. Примером служит Иран, где национальная валюта в результате санкций обесценилась в десятки раз, что привело к существенному падению ВВП и уровня жизни иранского населения. И не надо думать, что экономика Ирана мала, это не так.
Еще один вопрос, кто является потребителем товаров повседневного спроса, продуктов питания, автомобилей – население и малый, средний бизнес. И от платежеспособного спроса населения зависят сотни тысяч малых и средних предприятий. Но в свою очередь этот спрос будет снижать сальдо внешнеторгового баланса и, наконец, приводить к инфляции и девальвации национальной валюты. В режиме санкций и снижения сальдо баланса - это недопустимо, прежде всего, для ЦБ РФ. Потому-что, он будет крайний, и руководство однозначно бы потеряло свои теплые насиженные места. И вот мы подошли к ответу.
Все дело в денежно-кредитной политике нашего ЦБ.
Посмотрим на темпы роста реальной денежной массы:
ЦБ может просто "игнорировать" внешнеторговые успехи и не трансформировать их в рост реальной денежной массы в России. И тогда никакие самые высокие цены на нефть не приведут к быстрому росту ВВП.
И наоборот, если ЦБ даже при низких (или падающих) ценах на нефть наращивает реальную денежную массу, то экономика России отвечает на это ростом даже при плохой внешнеторговой конъюнктуре.
А еще варианты были?
Есть!
Посмотрим на соседей, наш северный сосед – Норвегия. Близкая структура баланса, но успешная работа над повышением уровня жизни населения приводит к росту ВВП. А лишние деньги куда? - в крупнейший государственный «пенсионный» фонд, который успешно инвестирует по всему миру. И скоро, доходы на одного гражданина Норвегии от деятельности фонда будут покрывать его затраты на комфортную жизнь. Эдакий безусловный доход на неограниченное время. Сказка?!
Мы, как инвесторы, можем создать состояние не только на свою жизнь, но и для следующих поколений – семейный капитал. А почему это же не сможет сделать государство – безусловно, с действующей правовой базой и безусловным по исполнению законом. А главное, есть пример Норвегии с ее доходами от нефтяных и газовых месторождений. И их ЦБ не боится инфляции, и повышающихся доходов сограждан. Да, в этой добывающий нефть стране одна из самых высоких цена на бензин, что позволяет финансировать большинство социальных затрат. В стране, одни из самых высоких налогов в Европе, но и уровень доходов высочайший в мире. А если, рядовой норвежец не хочет платить за дорогой бензин, он может купить за два месячных дохода электро-автомобиль, и питать его от возобновляемых источников энергии.
Другой наш, юго-восточный сосед – Китай, столкнулся с потенциальным падением спроса на экспорт товаров, произведенных в стране. «Мировая фабрика» вовремя спохватилась, что спроса для растущей мировой экономики может и не хватить. И тогда Китай направляет огромные усилия на повышение платежеспособного спроса внутри страны, и, судя по статистике, у них это неплохо получается. Тот же новый электро-автомобиль, китаец может купить за 500 000 рублей - не достижимую для нас цену. И в ближайшие годы именно Китай станет мировым поставщиком электромобилей, что будет насыщать спрос и внутри страны и наращивать внешнеторговый баланс. Ну мало в Китае нефти, и в результате Китай становится мировым лидером в возобновляемой энергетике (в том числе для своего электротранспорта).
И если рассматривать ВВП – то и проданный электромобиль, и последующая его зарядка, и обслуживание, и дороги, и придорожное кафе, пока заряжается автомобиль, все это формирует его рост.
Однако, чтобы электромобили производились, а дороги строились нужны деньги в экономике. Столько, что бы было возможно инвестировать в производственные и непроизводственные процессы. И на тех условиях, чтобы это было экономически выгодно бизнесу.
Ключевым параметром является потребительский спрос на основе платежеспособности.
Иначе говоря, повышая платежеспособный спрос внутри страны вы в конечном итоге повышаете ВВП страны, рост ВВП повышает уровень жизни населения.
Это азбука, которую почему-то не понимают в нашем ЦБ.