Самым известным ловеласом среди королей Франции по праву считается Генрих IV , хотя его потомки Людовик XIV и Людовик XV вполне могут оспорить его первенство. Но в контексте рассматриваемой темы – внебрачные дети королей, может даже показаться странным, что количество таковых не слишком и превышает число законных детей этого короля. Всего законных детей у Генриха Наваррского было шестеро (и лишь один – Николя не дожил до совершеннолетия) и это только во втором браке. В первом, несчастливом, с Маргаритой Валуа, детей, как известно не было.
По поводу этой бездетности в течении целых 27 лет (с 1572 года по 1599-ый) я придерживаюсь возможно, спорного мнения, что данный брак с самого начала был коварной ловушкой Екатерины Медичи, вроде «капкана» куда в свое время Людовик XI открыто и грубо загнал герцога Людовика Орлеанского. Метод один и тот же (только в случае герцога Орлеанского открытый, в случае Наваррского– тайный обман), женитьба первого принца конкурирующей ветви династии, на своей дочери, заведомо не способной иметь детей. Герцог Орлеанский, став королем Людовиком XII , не смог наверстать упущенное время, за которое мог бы обзавестись наследником, а Генриху Наваррскому это удалось.
Но рассмотрим его внебрачных детей. Генрих не слишком далеко ушел от своих предшественников, признавал он далеко не всех, многие остались в истории даже без имени, а некоторых признанных норовил пристроить в монастырь. Все как всегда, у не слишком обязательных в этом плане французских монархов.
Наиболее обласканными королем (но не все судьбой), были его дети от союза с Габриэль де Эстре – Сезар, герцог де Вандом, Екатерина Генриетта, мадемуазель де Вандом, и Александр де Вандом, великий приор Мальтийского ордена. Как можно заметить, Генрих не поскупился придать им фамилию по одному из старых владений рода Бурбонов-Капетингов. Александр, самый младший из этих троих (1598-1629) с горячей головы ввязался в заговор против кардинала Ришелье и умер в Венсенском замке на третьем году заключения. Именно о его судьбе сетует герцог де Бофор, в романе «Двадцать лет спустя», боясь повторить участь родича.
Екатерина Генриетта была вполне удачна выдана замуж (уже в царствование своего законного единокровного брата Людовика XIII ), в 1619 года за представителя младшей линии Гизов, Карла Лотарингского (двоюродного племянника Генриха Гиза «Меченого»), в этом браке родилось шестеро детей.
Сезар, самый старший Вандом (1594-1665) продолжил свой род по мужской линии и на его потомках остановимся подробнее. Сам Сезар подобно младшему брату Александру также любил интриги и заговору, вот только оказался более удачлив и дожил до преклонных лет, после череды изгнаний и тюремных заключений, он наконец прекратил распри с королевским двором и уже в 61-летнем возрасте прославился победой над испанским флотом в 1655 году.
В браке с Франсуазой Лотарингской у него было трое детей и самый младший из них – Франсуа, герцог де Бофор, странным образом никогда не женившийся и не оставивший даже внебрачных детей. Его жизнь овеяна легендами, а над гибелью до сих пор висит завеса тайны. Но он заслуживает отдельной обширной статьи.
Дочь Сезара, Елизавета Бурбон-Вандом (1614-1664), была выдана замуж за Карла-Амадея из Савойского дома. Злая усмешка судьбы – ее супруг был убит на дуэли герцогом Бофором, ее собственным братом… Елизавета оказалась сильной женщиной, и в довольно трудных условиях смогла добиться наследства мужа для своих дочерей (хотя его титулы были утрачены) и обеспечила их будущее. Мария Джованна стала герцогиней Савойской, и матерью знаменитого короля и дипломата XVIII века Виктора Амадея Савойского, а Мария-Франциска стала дважды королевой Португалии, будучи замужем сначала за королем Афонсу VI , а потом и за его братом Педро II .