Ужас, летящий на крыльях ночи - именно такими словами можно описать одну из самых изобретательных банд Советского Союза, которая появилась на улицах Петрограда в 1918 году.
Жители Петрограда за их необычный внешний вид окрестили их «живыми мертвецами», которые пугали людей а затем оставляли их без денег, украшений, а порой и без верхней одежды и обуви. Особо впечатлительные и вовсе считали, что столкнулись с настоящими привидениями. Несмотря на то, что такое описание звучит фантастически, все происходило на самом деле, вот только в роли мертвецов были участники легендарной бандитской группировки, которая держала в страхе Петроград на протяжении почти 2 лет.
Смекалка на службе грабителей
Организатором банды «попрыгунчиков» считается Иван Бальгаузен. Это был человек с богатым криминальным прошлым, уже успевший побывать в тюрьме. Кроме него, в состав банды входил жестянщик Демидов, Мария Полевая, которая была его любовницей, а также другие мужчины и женщины. Согласно имеющимся данным, численность группировки достигала 20 человек.
Благодаря большому криминальному опыту и усвоенным жизненным урокам, Бальгаузен решил действовать нетрадиционным методом. Согласно его замыслу, грабители должны были заставать человека врасплох и иметь ужасающий вид. Для этой цели Демидов, который был отличным мастером, разработал специальные ходули с пружинами. Они крепились к ногам и давали возможность быстро передвигаться с помощью прыжков.
Марии Полевой Бальгаузен поручил сшить белый саван, который нападающий надевал перед ограблением. Для дополнительного эффекта свои лица грабители украшали фосфоресцирующими масками, которые светились в темноте. В таком наряде человек, выпрыгивающий внезапно из темноты, выглядел как что-то потустороннее. Поэтому неудивительно, что бандитов стали называть живыми мертвецами. Они заставали жертву врасплох, вводили её в полный ступор и с лёгкостью отбирали деньги и драгоценности.
Кому и когда удалось поймать «попрыгунчиков»?
Банда прыгунов орудовала в Петрограде почти три года. За это время она успела ограбить больше сотни людей. С каждым годом количество нападений учащалось, в город постепенно нарастала паника.
В то время Петроградский уголовный розыск работал под руководством Владимира Кишкина. Он был известный под прозвищем «Циклоп», поскольку в юности потеряли один глаз. Кишкин делал все, чтобы поймать банду прыгунов, но положительного результата не было. Когда разгул группировки достиг апогея, а давление начальства стало невыносимым, Владимир Александович решается на самый отчаянный шаг — ловлю на живца.
Как результат этого плана — в апреле 1920 г. сотрудники милиции, переодетые в гражданское, начинают все чаще появляться в местах, где осуществлялись нападения. Они тратят много денег на выпивку и неизменно привлекают к себе всеобщее внимание. Лёгкая добыча не могла не привлечь «попрыгунчиков», и уже в скором времени они осуществляют попытку нападения на переодетых сотрудников уголовного розыска.
Действуя по отработанной схеме, "попрыгунчики", наряженные в белые саваны и со светящимися масками на лицах, выпрыгнули из-за забора и окружив своих жертв, начали кричать и скакать вокруг них. Но в этот раз план не сработал и ряженые сразу же на месте были задержаны. А позже, бандиты сдали остальных участников группировки и адрес, где они хранили награбленное.
Суд, который последовал в скором времени после задержания, приговорил Бальгаузена и Демидова к высшей мере. Другие члены банды получили срок в лагерях. Однако дело «прыгунов» продолжало жить ещё не один год. У группировки «живых мертвецов» появилось немало последователей как в Москве, так и в других городах СССР. Но если Бальгаузен старался обходиться без жертв, то его подражатели не были столь гуманны.