Найти в Дзене
БИБЛИЯ - Экзегет.ру

ОСТОРОЖНО: МЛАДОСТАРЦЫ!!!

«По плодам их узнаете их» (Мф.7:16)
До сих пор считается большой удачей, если не приравнивается к добродетели – жить в послушании у какого-то старца или духовного отца (не путать с духовником). Тяга к старцам и подвижникам на Руси была всегда: князья и простолюдины стекались в Троице-Сергиеву Лавру посмотреть на великого угодника; из разных мест приходили за наставлениями на реку Сору к

«По плодам их узнаете их» (Мф.7:16)

До сих пор считается большой удачей, если не приравнивается к добродетели – жить в послушании у какого-то старца или духовного отца (не путать с духовником). Тяга к старцам и подвижникам на Руси была всегда: князья и простолюдины стекались в Троице-Сергиеву Лавру посмотреть на великого угодника; из разных мест приходили за наставлениями на реку Сору к преподобному Нилу боголюбцы, за советом и утешением, приезжали в Оптину Гоголь и Достоевский. Годы лихого XX века подарили нам архимандрита Иоанна Крестьянкина, старцев Глинской Пустыни, архимандрита Павла Груздева, старца Николая Гурьянова. Сейчас подобных им вряд ли сыщешь… Но как сильно в русском человеке желание не просто встретиться и раскрыть перед старцем всю свою душу, а полностью ввериться ему, чтобы тот руководил им по жизни!

Само по себе это желание не противоречит христианскому вероучению. Сам Господь оставил нам пример послушания. Он не только делал дела, которые дал ему Отец, но и не говорил ничего от Себя: «Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Ин. 12:49). Кроме примера Христа свое влияние на формирование образа старца имеет монашеская среда. Зрящие на образ Подвигоположника, пришедшего творить не Свою волю, иноки живут в полном послушании. Считается, что истинные духовные воины – не те из них, которые внешне слушаются, а внутренне против, но те, что имеют сердечное послушание: дабы не только ум, но и сердце горело желанием исполнить волю наставника. Как говорится в одной книжке об афонских монахах: «Старец благословил – лети, беги!». Старец же мог благословить что-то совершенно из ряда вон выходящее. Не только сажать растения корешками вверх, но и поливать засохшую палку и собирать помет геенны, умерщвляющей человеков и скотов. «Жемчужины подвижнической мудрости» содержат повествование о том, как один послушник «без всякого любопытства» крал вещи из келий братий и приносил их старцу, который потом возвращал их обратно.

Примеры эти обычно пьянят, всем известен рассказ бывшего послушника Псково-Печерского монастыря, а ныне митрополита Тихона (Шевкунова) из книги «Несвятые святые». Услышав от наместника, что драгоценный, «в золоте малахитовый подсвечник» следует вышвырнуть на улицу, Георгий (имя владыки Тихона в миру) был окрылен: «До сих пор помню, как это восхитило меня тогда. Мгновенно вспомнились древние подвижники, которые по приказанию игумена за послушание годами поливали сухие палки, бросались в море, шли по воде, выбрасывали в пропасть найденные на дороге слитки золота…».

Но годы меняются, таких как архимандрит Иоанн Крестьянкин с нами нет. А тем временем, примеры беспрекословного послушания пьянят не только потенциальных послушников, но и «старцев». И сила этой одурманивающей власти – велика. Но кто такие старцы по мысли русского человека? Если провести социологический опрос, на первом месте среди отличительных черт старца, конечно же, будет прозорливость. «Он про меня все рассказал…», «Он открыл обо мне то, чего не знал никто другой» – так начинаются истории многих «духовных чад». Между тем, еще живший в VI-VII вв. духоносный Иоанн Лествичник предостерегал: «Не должно искать таких руководителей, которые бы имели дар пророчества или прозрения, но прежде всего истинно смиренномудрых». Отчего так? Правду может открыть и бес. У этого беса даже есть свое «имя» – пытливый дух. В Книге Деяний святых апостол повествуется о том, как девица, одержимая этим духом, идя за Павлом и его спутниками кричала: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16:17). Разве бес лгал?

Войну с этим духом, как повествуется «Душеполезных поучениях», подвижники ведут от начала. Будучи еще послушником, преподобный Авва Дорофей был искушаем тем, что пытался по походке узнать характер человека. А что говорить о маститых батюшках, которые уже прослыли тем, что «вымолили» кого-то и дали добрый совет? Прославившемуся новоиспеченному «старцу» бес еще более старается подсказать обстоятельства жизни других людей. Задача проста: подсказывая наставнику, бес губит сразу сотни людей – примеров тому сегодня немало, с печалью в сердце о них умолчим.

Как отличить пытливого старца от истинного? Пытливый дух открывает по бОльшей части грехи, причем потаенные и грубые. Грехи, которые полезно было бы лечить, а не ковырять. При этом у исповедующегося возникает чувство совершенной душевной открытости и…подавленности. Подавлен он не только тяжестью своих грехов, сколько авторитетом «старца», ведь даже Бог не требовал от него обнажения своих язв во всей их неприглядности. Однако не только знанием чужих грехов наделяет пытливый бес младостарца, но и прозрением некоторых обстоятельств жизни людей. Показательно в этом смысле житие святителя Никиты Новгородского. Когда он, предавшись неразумной аскезе, поклонился бесу как ангелу – появился у него пророческий дар. По странности, бесы открывали только то, к чему были причастны. Так, Никита сообщил князю Изяславу об убийстве Новгородского князя Глеба Святославича. И, действительно, вскоре пришла весть, подтвердившая его слова.

К слову сказать, младостарец может изгонять и бесов. Но задача все та же – бес бьет на эффект: выходя из человека, спасающегося крестом одержимости, он может быть уверен, что прельстит страдальца авторитетом лжестарца. И протопоп Аввакум, если верить его «Житию», изгонял бесов, но это не помешало ему проповедовать самосожжение.

Таким образом, самое страшное начинается тогда, когда Вы попадаете под духовное руководство младостарца. Здесь уже «правдивость» беса куда-то исчезает. И «наставник» советует своим чадам сделать то, что часто приводит к печальному итогу. Отсюда истории про то, что нужно разводиться с любимым мужем; продавать дом в столице и ехать в деревню, где нет ни работы, ни вообще условий для жизни; уходить в монастырь, когда твое место в миру и так далее. Сколько искалеченных судеб и потерянных жизней! Напротив, истинный старец, через которого говорит Господь, никогда не будет повелевать, но лишь советовать, безмерно уважая свободу человека. Подлинный старец, как великолепный скульптор смотрит на свое чадо и видит уже, видит, каким прекрасным произведением Святого Духа оно может быть. Настоящий старец вдохновляет на духовное творчество. После одной такой встречи ты уже наполовину чувствуешь себя обновленным человеком. И, конечно, истинному старцу незачем самоутверждаться за счет обличения твоих грехов. Он их возьмет на себя… Даже… если ты забудешь исповедать их на исповеди.

Наконец, подлинное отличие одних от других – по плодам. Если после вмешательства «духоносного руководителя» в Вашу жизнь получилось не благо – утратили ли Вы свое истинное предназначение, душевное спокойствие, или здоровье. Не обманывайтесь, не называйте себя страдальцем за Истину и последователем Христа, Который был послушен даже до смерти, – смиритесь с тем, что стали жертвою младостарца.

«Прекрасно Ваше желание – находиться в полном послушании у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени», – писал в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов. Конечно, суровый вердикт владыки Игнатия – есть во многом отражение его личного жизненного опыта. Как известно, иноком он так и не нашел руководителя в духовной жизни. Кому-то в жизни «повезло» больше. Но даже если истинного старца нет – можно отсекать свою волю перед братом, как делал это преподобный Силуан Афонский. Кроме того, можно учиться послушанию благодаря мужу, руководителю по работе и даже светофору: «красный – стой, зеленый – иди». Возникающие же недоуменные вопросы часто решаются не благодаря совету прозорливого старца, а благодаря личному смирению. Как писал о том преподобный старец Амвросий Оптинский: «Кто не имеет мудрости, тот должен, по крайней мере, смиряться, а за смирение просветит его Господь, как должно разумно действовать в затруднительном положении».

Автор: Юлия Ростовцева

Больше наших статей смотрите тут.

Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн с толкованиями Святых отцов на каждый стих , заходите.

И видео лекции на каждую главу Библии современными богословами и учеными, смотрите.

Изучать Библию с Экзегет интересно! Крупнейшая Библейская ВИКТОРИНА.