Когда мы думаем о написании личного письма и электронного сообщения в ОГЭ по английскому языку, первая мысль, которая возникает, это то, что эти два текста будут сильно отличаться. Давайте разберемся, так ли это на самом деле.
Для начала надо решить, на что мы будем опираться при этом сравнении и на что не будем.
Определяющие документы
Основные документы, которые определяют, как должен быть написан ответ в разделе «Письмо» в ОГЭ, это:
1) Демоверсия контрольно-измерительных материалов (КИМ) ОГЭ.
2) Критерии оценивания задания.
3) Методические материалы для предметных комиссий.
Все эти документы доступны на сайте Федерального Института Педагогических Измерений.
Важно!
Не стоит опираться на свой опыт. Мы все знаем, как современные подростки пишут друг другу сообщения, и помним, как мы (старшее поколение) писали письма и открытки. Будем постоянно иметь в виду, что задание в ОГЭ – это не попытка воссоздать email современного подростка, а задача написать речевое произведение заданного формата. Если рассматривать задание в ОГЭ именно с этой точки зрения, то различий окажется не так уж и много.
Собственно, различия
Лучше всего о различиях скажут сами разработчики контрольно-измерительных материалов ОГЭ. Приведу цитату из документа «Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2021 года», авторы-составители которого М.В. Вербицкая, И.А. Басова, Н.Н. Трубанева.
«В чём состоят принципиальные различия между традиционным, «бумажным» личным письмом и электронным письмом личного характера? В целом, в электронном письме менее строгие требования к формату, нет необходимости указывать дату и адрес, давать ссылку на предыдущие контакты, допускаются различного рода сокращения, но при этом необходимо соблюдать некие правила письменного общения и нормы вежливости.»
Разберем эти отличия, но не совсем по порядку.
Нет необходимости указывать дату и адрес
Дату и адрес просто не пишем, так как дата и адрес электронной почты в электронном письме фиксируется автоматически. Это различие облегчает нашу жизнь.
Менее строгие требования к формату
В личном письме важное значение имело расположение элементов письма на листе бумаги, а именно: адрес и дата писались в правом верхнем углу. Все остальное писалось от левого края страницы. Не стало адреса и даты – не стало необходимости форматировать письмо. Все пишется от левого края. Это различие тоже облегчает нашу жизнь.
Нет необходимости давать ссылку на предыдущие контакты
Необходимости нет – можно не давать. Но нет и запрета на ее наличие. Если она есть и написана правильно, оценку никто не снизит. Однако, абзац, состоящий из одного предложения (благодарности), является ошибкой. Поэтому смело пишем ссылку на предыдущие контакты.
Допускаются различного рода сокращения
Они и раньше не были запрещены, как характерные для неофициального стиля. Но на стиле я хочу остановиться подробнее.
Стиль личного письма и email
Когда мы узнаем, что теперь нужно на экзамене писать электронное письмо, а не традиционное личное письмо, интуитивно нам кажется, что писать нужно будет по-другому, иначе, в отличном стиле.
Но давайте вспомним, что оба этих речевых произведения имеют одну и ту же целевую аудиторию – друга, и преследуют одни и те же задачи – рассказать о себе. Следовательно, и стиль здесь будет один и тот же – неофициальный (informal).
Приметы неофициального стиля:
- Стяженные формы глаголов (don’t , I’m , etc.)
- Сокращения слов (celebs от celebrities).
- Разговорная лексика (kids вместо children).
- Есть еще разговорная грамматика и пунктуация. Не рекомендую обучать их использованию девятиклассников. Лучше основательно освоить базовую грамматику.
С использованием стяженных форм глаголов у школьников проблем нет. А вот с лексикой нужно быть осторожными. Уже упомянутые «Методические материалы» предостерегают от использования как официальной лексики, так и снижено-разговорной. И хотя есть ряд слов, типичных именно для электронной переписки (типа asap), не следует учить им учеников.
Я советую писать в нейтральном стиле и использовать стяженные формы глаголов. Не надо специально заучивать разговорные слова, но если ученик их самостоятельно использует, нужно контролировать правильность употребления этих слов. Если он использует их правильно, то пусть использует дальше. Если неправильно, надо обязательно исправить ошибку и сказать, в каких контекстах используется эта лексическая единица.
Успехов!
Вам понравилась статья? Ставьте Like и подписывайтесь на канал :)