Найти тему

Дело не в клиентах или пациентах, а в их родственниках!

Оглавление

Часто мы слышим эту фразу далеко не с позитивной интонацией из уст работников различных сфер, которых, как бы ни было печально, в последние годы стали называть обслуживающими. Даже если дело касается детей и их родителей.

И в этом бурном море захлебнулись самые мирные, благородные и милосердные работники педагогической, медицинской и социальной направленности. Именно ОНИ сталкиваются с неоднозначным отношением к себе родственников тех, кому они помогают кого они обслуживают. Не спорю, терпеливость – одно из их лучших личностных качеств, но терпение тоже ведь вещица не из резины и не из металла.

А что же испытывают сами работники?

У самих работников также формируется ответное отношение. И вот этот процесс в разрезе хочу описать подробнее, глазами и устами педагога, работающего с особенными детьми, и соответственно, ежедневно взаимодействующего с их родственниками (чаще - мамами).

Для удобства восприятия – описываю по стадиям, с нуля.

Стадия 1 "Удивление"

Неумелый рисунок автора из готовых деталей
Неумелый рисунок автора из готовых деталей

Самая ранняя стадия. Начинается еще с того момента, когда педагог совсем зелен, учится и проходит практику в учреждении с особенными детьми. Да, он удивляется! Оказывается, в мире так много ВОТ ТАКИХ детей, и они – среди нас! И у них тоже есть мамы, которые живут совсем другой жизнью, чем мы. Но пока это воспринимается на уровне знакомства с новым жанром кино, интересно, но не про нас.

Стадия 2 "Жалость"

Неумелый рисунок автора из готовых деталей
Неумелый рисунок автора из готовых деталей

Потом, на первых годах работы, знакомясь с тяжелыми детьми и их мамами поближе, узнавая их непростые истории, молодой педагог испытывает жалость прежде всего к МАМЕ (ведь сам ребенок может и не осознавать своего положения, а его мама…). Внимание, на этой стадии некоторые уходят из профессии, пока в трезвом уме осознают, куда они могут влипнуть, и пока еще не поздно свалить в туман в другую деятельность.

Стадия 3 "Восхищение"

Неумелый рисунок автора из готовых деталей
Неумелый рисунок автора из готовых деталей

У тех, кто все же остался, предыдущая стадия незаметно перетекает в эту (четкой грани между ними почти нет). Педагог восхищается, насколько мама умница, как мужественно несет это тяжкое бремя особенного ребенка. А вот – еще одна такая же мама, а следом еще и еще. Много их.

Стадия 3 "Плато"

Неумелый рисунок автора из готовых деталей
Неумелый рисунок автора из готовых деталей

Вот мы уже и привыкли. Теперь педагога ничего не удивляет, не восхищает, но зато есть энтузиазм и желание помочь. Мамы видят эти свежие плечи, которые добровольно подставляются под их проблемы, радуются, а педагог рад в ответ, ведь это и есть отдача, когда к нему хотят и стремятся, даже просто за советом.

Стадия 4 "Раздражение"

Неумелый рисунок автора из готовых деталей
Неумелый рисунок автора из готовых деталей

Сами мамы, видя, что педагог не против себя отдавать, начинают постепенно закручивать гайки, увеличивать требования, просьбы о помощи незаметно перерастают в приказания и напоминания об ОБЯЗАННОСТЯХ. И самих мам становится еще больше. И в изящном ШКАФЧИКЕ благородной души педагога от усердного труда и прозрения от того, что ею просто пользуются, начинает подгорать донышко. (Кстати, на этой стадии тоже уходят, сбегая от чужой ноши).

Да, педагог по-прежнему готов выделить этим мамам по ячейке в этом шкафчике. Но ведь ячейка - это так мало! А каждой маме необходим целый шкафчик, полностью! Давай, дорогая моя педагог, ищи 200 шкафчиков где хочешь! И тащи их сюда, мой ребенок долго ждать не может!

И вот… плеснули в разгорающийся шкафчик из канистры – и ПЫХ!

Стадия 5 Равнодушие

Неумелый рисунок автора из готовых деталей
Неумелый рисунок автора из готовых деталей

Вот и всё. ПЕПЕЛИЩЕ. Пусто, голо, без эмоций. Обыденная работа, так же ответственно и грамотно, но без привязанностей. Особенный ребенок? Ну и что… Мама – без работы, а папы нет? А мне без разницы. Все вы для меня равны. Всё выполню без души, зато чётко, профессионально и правильно, в рамках вашей индивидуальной программы.

Может быть, надо было просто отнестись как к человеку, а не как к обслуге? Ведь доброта имеет силу лишь тогда, когда она - взаимна.

Поддержите, пожалуйста, добрым лайком и, по возможности, подпиской на КАНАЛ

#учителя тоже люди #учителя и родители #ЭМОЦиональное выгорание #НЕБЛАГОДАРНЫЙ ТРУД