Самым наглядным примером осуждения нелегальных практик продажи, приобретения и ухода за одеждой в кинематографе служит фильм «Легкая жизнь» (1964). Здесь перед зрителем предстает целая «фирма» из двух (возможно, более) человек, слаженно спекулирующая дефицитной одеждой и предоставляющая услуги подпольной химчистки.
Помимо восприятия этих персонажей другими действующими лицами картины, здесь присутствует «взгляд» авторского резонера, выражающего, скорее всего, позицию государства. Этот «взгляд» выражается в тираде alter ego Бочкина перед зеркалом и в факте высылки Марго из Москвы. Государство дает понять, что путей у фарцовщиков только два.
Персонажи картины делятся по принципу приятия / неприятия нелегальных практик. Галя, сестра Бочкина, и друг его юности Юрий не одобряют его занятий. У Гали даже происходит чисто идейный конфликт со спекулянткой Марго.
Зато спекулянтку Марго радушно принимают Василиса и Оленька. Первая – жена известного литератора, абсолютно порабощенного и оставившего научную работу ради легких денег. Вторая – ее сестра, бросившая преподавательскую карьеры ради изготовления шляпок. Василиса и Марго – персонажи комические, что отсылает нас к использованию юмора для переработки негативного и ненормального [1] . Василиса, и Оля предстают перед зрителем персонажами, готовыми на подлость ради материальных благ. Некрасивое поведение Василисы с первой же сцены настраивает зрителя против нее. Она должна выглядеть Другой, чтобы отбить у зрителя желание уподобиться ей – в частности в нелегальных гардеробных практиках.
Таким образом в восприятии зрителя выстраиваются два враждебных друг другу лагеря: положительным Гале, Юрию и сотрудницам химчистки противостоят отрицательные Василиса, Марго и Оля. Пограничными персонажами выступают двое мужчин: Бочкин и Владимир Муромцев, муж Василисы. Именно они выбрали «легкую жизнь» - первый по своей, второй не по своей воле. В финале Бочкин окончательно разочаровывается и в Оле, и в подпольной деятельности, и присоединяется к «настоящей» работе Юрия на заводе. Судьба Муромцева остается неизвестной, но, скорее всего, он сохранил статус-кво.
Самым интересным персонажем в контексте исследования является «Королева Марго», она же Маргарита Ивановна, спекулянтка и связной Бочкина. Марго передает Бочкину вещи, не подлежащие обработке в обычной химчистке, для выведения пятен в домашних условиях. Она же входит в цепочку фарцовщиков, сбывающих покупателям дефицитную одежду, косметику и другие предметы.
Благодаря игре узнаваемой комической актрисы Фаины Раневской, образ Марго вышел и ярким, и сложным, и чрезвычайно отталкивающим. Нелепый костюм подчеркивает комичность персонажа и лишает волшебной ауры, окружающей дефицитные предметы в сознании зрителя. Марго носит несуразную шляпу, мешковатую шубу и огромную сумку: надо заметить, что шляпка – неизменный предмет любого комического и отрицательного образа Раневской. Самые известные ее шляпки – дамы из фильма «Подкидыш» (1939), Маргариты Львовны («Весна», 1947); жены директора магазина («Девушка с гитарой», 1958); вредной гражданки Пискуновой (Киножурнал «Фитиль» эпизод «Не поеду», 1965). Как пишет Ольга Вайнштейн, шляпки оригинальных фасонов считались привилегией дам из артистической среды[2] . Присваивание этого знака считывалось зрителями как неуместное и могло маркировать Другого. В то же время положительный персонаж в исполнении Раневской – бабушка Елена Тимофеевна – носит не шляпку, а лаконичный берет (фильм «Осторожно, бабушка!», 1960). Потому шляпку Раневской можно трактовать как знак; намеренную трансляцию негативного в образе Марго.
[1] Шубная Е. «У вас вся спина белая»: неуместный костюм как инструмент создания комического эффекта в кино. // Теория моды: одежда, тело, культура. 2016 №40. С. 215.
[2] Вайнштейн О. «Мое любимое платье»: портниха как культурный герой в Советской России. // Теория моды: одежда, тело, культура. 2007 №3. С. 105.