Найти тему
Судострой

Неустаревающая "Варшавянка". Спущена на воду 72-я подлодка знаменитой серии

Спуск на воду подводной лодки "Магадан" / Фото: Судострой
Спуск на воду подводной лодки "Магадан" / Фото: Судострой

В конце прошлой недели на Адмиралтейских верфях состоялся спуск на воду большой дизель-электрической подводной лодки "Магадан" проекта 636.3. Новый корабль является третьим в серии из шести единиц, строящейся для Тихоокеанского флота (ТОФ) согласно контракту от 2016 года. Два первых корабля для ТОФ уже сданы. До этого, в 2014-2016 годах, корабелы Адмиралтейских верфей построили аналогичную серию проекта 636.3 для Черноморского флота.

Также "Магадан" примечателен тем, что это уже 72-я подводная лодка семейства "Варшавянка", куда входят подводные лодки проекта 877 "Палтус" и его развития – проекта 636.

Разработка проекта 877 началась в бюро "Рубин" в 1970-х годах. Головная подлодка проекта 877 была построена на Заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году. В дальнейшем "Варшавянки" строились на Адмиралтейских верфях и на "Красном Сормово".

Спуск на воду подлодки проекта 636.3 – одно из немногих публичных мероприятий, где можно увидеть гребной винт нового корабля / Фото: Судострой
Спуск на воду подлодки проекта 636.3 – одно из немногих публичных мероприятий, где можно увидеть гребной винт нового корабля / Фото: Судострой

Несмотря на солидный срок с момента сдачи головного корабля проекта 877, строящийся проект 636.3 соответствует всем современным требованиям. По крайней мере, так утверждают в ЦКБ "Рубин". Конструкторы изначально заложили в проект возможности глубокой модернизации. Дальнейшее развитие шло по пути улучшения скрытности, способности подводной лодки первой обнаруживать противника, удобства и безопасности в эксплуатации.

"Модернизационный потенциал подводных лодок серии "Варшавянка" после 40 лет развития не исчерпан, и лучшее тому подтверждение – заказ этих кораблей Военно-морским флотом России", – отмечает генеральный директор АО "ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит.

Напомним, основные тактико-технические характеристики проекта 636.3, озвучиваемые заводом-строителем на данный момент. Предельная глубина погружения составляет 300 м, автономность – 45 суток, дальность подводного плавания – 400 миль, надводное водоизмещение – 2350 куб. м, скорость подводного хода – 18 узлов, экипаж – 52 человека.

Формально проект 636.3 относится к третьему поколению, но это деление достаточно условное. Так, по словам представителей ВМФ, новые корабли проекта 636.3 оснащаются новейшим оружием. Подлодка проекта вооружена торпедными аппаратами, из которых можно запускать не только мины и торпеды, но и крылатые ракеты.

Ещё одна особенность "Варшавянок" заключается, по данным ЦКБ "Рубин", в том, что все корабли данной серии сдавались в срок.

Первая подлодка проекта 636.3 для Тихоокеанского флота "Петропавловск-Камчатский" должна отправиться на Дальний Восток в 2021 году / Фото: Судострой
Первая подлодка проекта 636.3 для Тихоокеанского флота "Петропавловск-Камчатский" должна отправиться на Дальний Восток в 2021 году / Фото: Судострой

При этом стоит отметить, что заменить серийно выпускаемые "Варшавянки" пока по сути нечем. Строительство серии дизель-электрических подлодок следующего, четвёртого поколения проекта 677 "Лада" идёт гораздо более медленными темпами. Головной корабль проекта 677 "Санкт-Петербург" с 2010 года находится в опытной эксплуатации, а первый серийный "Кронштадт" пока так и не вышел на ходовые испытания. К тому же пока не дошло дело до оснащения подлодок проекта "Лада" воздухонезависимой энергоустановкой.

Судя по всему, всё это учитывалось при заказе министерством обороны новых подводных лодок. Так что закладки новых хорошо отработанных "Варшавянок", наряду с новыми "Ладами", ещё впереди.