Вспомните себя в детстве, наверняка особое место в вашей жизни занимали сказки. Помните, как вы читали их самостоятельно или в сотый раз просили почитать родителей? Это и не удивительно, ведь погружаясь в мир сказок и волшебных историй, любой ребенок примеряет на себя жизни персонажей. Благодаря сказкам ребенок путешествует по другим мирам, учится противостоять трудностям и невзгодам, видит чудеса, сопереживает героям и их горестям, радуется их победам, может проанализировать поведение отрицательных героев и извлечь для себя урок.
Персонажи сказок учили нас различать добрые поступки и злые, храброе поведение и трусливое. Именно в детстве, благодаря сказкам ребенок открывает для себя такие понятия, как щедрость и жадность, милосердие и жестокость, верность и предательство.
Современные дети точно так же с помощью сказок проходят путь познания этого мира и приобретения жизненного опыта. Благодаря сказкам ребенок получает пример для подражания и видит антигероя, которому наоборот совсем не хочется подражать, и находит выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
В сказке, как и в любом другом художественном произведении, есть стандартные элементы: герои, сюжет, конфликт и развязка. Но смею заметить, что сказка только тогда обретает терапевтический эффект, когда ребенок находит сходство между ее сюжетом и собственной жизни, или понимает «тайное» сообщение.
Терапевтические сказки могут быть похожи на классические сказки, а иногда это просто истории про обычных персонажей (котята, собачки, птички и т.п.). Но это не имеет никакого значения, ведь главная цель терапевтической сказки – это помощь ребенку лучше понять его чувства, открыть для себя что-то новое и принять нужные изменения.
Одним из объяснений силы терапевтических сказок заключается то, что их смысл воспринимается ребенком и сознательно, и бессознательно. То есть ребенок принимает содержание сказки не только буквально (сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним, при этом понимая, что все это понарошку), но и позволяет услышанному задать новый вектор изменений в поведении, в структуре ценностей и взглядов .
Задаваясь вопросом, что лучше – читать или рассказывать сказки, я отдаю предпочтение именно рассказыванию , потому что это позволяет создать атмосферу эмоциональной близости, помогает поддерживать зрительный контакт с ребенком. При чем не менее важной будет и обстановка, в которой вы будете читать или рассказывать ребенку сказки. Это должна быть уютная комната, удобный мягкий диван, теплый плед и подушки. Родитель и ребенок должны сидеть рядом, взрослый обнимает ребенка, слегка прижимая к себе. Рассказывать сказку нужно глубоким спокойным голосом, полностью погружаясь в сюжет и сопровождая повествование драматическими приемами.
Не стоит удивляться, если вашему ребенку понравится сказка настолько, что он будет просить вас читать или рассказывать ее многократно. Скорее всего, эта сказка максимально соответствует мировосприятию ребенка и помогает ему решить актуальные проблемы и найти ответы на важные для себя вопросы.
Я планирую выпустить целую серию статей на тему сказкотерапии, и сегодня раскрою для вас тему помощи ребенку в преодолении его страхов .
Для детского возраста в целом характерно возникновение различных страхов. Обычно это боязнь темноты, разлуки с родителями и близкими, а так же страх перед животными и насекомыми, боязнь высоты, сказочных героев, несчастий и катастроф, а к младшему школьному возрасту добавляется еще и страх смерти.
Страхи могут возникнуть и как подражание тем, кто боится, и как реакция на соответствующие эмоциональные ситуации (сильный испуг, тяжелая болезнь кого-то из близких, серьезный конфликт в детском саду или в семье и т.п.). По продолжительности страхи могут быть кратковременными (на несколько минут) и проходить после успокаивающей беседы, и затяжными (на несколько месяцев).
Страх сам по себе – это продуктивная эмоция, которая абсолютно нормальна для гармонично развивающегося ребенка. Но когда обычный страх становится навязчивым, превращаясь в фобию, в таком случае на помощь сможет прийти сказкотерапия.
Существует мнение, что страхи детей – это плод их богатого воображения. Но это, на самом деле, неточное утверждение. То есть ребенок не может начать бояться то, чего не знает. А значит, прежде чем зародиться определенному страху, ребенок должен получить определенную информацию и опыт.
Если старшие братья и сестры смотрят по телевизору ужастик про зомби и при этом дрожат от страха, то младший ребенок начинает подражать им, а значит и тоже бояться. Этот страх может стать навязчивым и затяжным, если старшие закрепляют его своим поведением. Например, притворяются зомби и надвигаются на малыша, готовясь наброситься.
Так что же делать в случаях, когда ребенок научился бояться зомби и других чудовищ?
- Во-первых, необходимо объяснить ребенку, что зомби не существует, что они тоже в своем роде персонажи сказок, только для взрослых. Взрослые не бояться зомби, потому что знают, что на самом деле их нет.
- А еще можете придумать и рассказать ребенку терапевтические сказки с веселым и парадоксальным предметом. Помните, как в «Гарри Поттере», чтобы победить привидение боггарта, нужно было представить его в комическом образе и от души посмеяться? Поскольку в сказке происходят чудеса, страшное чудовище можно остановить добрым словом, хорошим поступком, его можно накормить, пожалеть и сделать своим другом.
Как вы еще можете помочь боязливому ребенку?
Самое главное, не стыдите его за проявление страха , а, наоборот, поддерживайте и проявите заботу . Например, перед сном можно поговорить с ребенком, расспросив его о воображаемых персонажах подробнее.
Примите страх ребенка и поделитесь историями из своего детства , как вам удалось справиться со своими страхами.
Поинтересуйтесь, что читает или смотрит ребенок перед сном . Возможно, нужно больше внимания уделить обсуждению увиденного/прочитанного или предложить менее страшную альтернативу. Но и полностью ограждать ребенка от страшных сказок нет необходимости, потому что сказка учит ребенка обращаться со страхом.
Сказкотерапия поможет вашему ребенку преодолеть страх темноты, научиться не бояться врачей и медицинских мероприятий (вроде прививок), приобрести уверенность в том, что мама и папа никогда не бросят ребенка и всегда к нему вернутся (страх одиночества) и прочих детских страхов. Вы можете найти готовые сказки по интересующим темам в интернете или проявить фантазию и придумать сказку индивидуально под вашего ребенка. Ограничивать вас сможет только ваше воображение!
Я надеюсь, что данная тема была для вас интересной, в следующей статье я продолжу её раскрывать.