Я решила начать цикл статей, посвященный влиянию детства на взрослую жизнь. Эта тема настолько обширная и разноплановая, что просто невозможно осветить ее в одной публикации.
Период детства определенно точно влияет на нашу дальнейшую жизнь. Происходит это потому, что именно в детстве в нас закладываются все «комплектующие» взрослой самостоятельной личности . И от того, как именно и что было заложено, будет зависеть набор качеств, установок и опыта, с которым мы и выходим во взрослую жизнь.
В первую очередь оказывает влияние то, в какой среде и условиях растет ребенок:
- есть ли у него родители (опекуны) или они отсутствуют,
- был ли этот ребенок желанным или нет,
- в каком обществе растет ребенок (сейчас у нас преимущественно детоцентрированное общество, но совсем недавно дети не являлись такой большой ценностью),
- какой он по счету в семье или является единственным ребенком,
- какой стиль воспитания выбран родителями и т.п.
Если рассматривать более частные факторы , которые оказывают влияние на ребенка и в последующем взрослого, то это будут:
1. принимающее или отвергающее поведение родителей, способы общения с ребенком, требования к нему и т.п.;
2. взаимоотношения родителей между собой (очень важный пункт, в него так же можно отнести: в полной/неполной семье растет ребенок, пришлось ли ребенку пережить смерть или развод родителей);
3. жизненные сценарии всего рода , которые неосознанно будут транслироваться ребенку (например, жизненный сценарий «на мужиков нельзя положиться» способствует тому, что в семье по женской линии будут постоянные разводы и неудачи в любовных отношениях);
4. материальный достаток семьи (оказывает серьезное влияние в двух крайностях: если семья живет в бедности или, наоборот, в богатстве);
5. подвергался ли ребенок насилию в семье или вне ее.
Все эти факторы я рассмотрю подробнее в своих последующих статьях, а пока хочу рассказать о том, на какие именно черты, установки, особенности личности оказывает влияние среда и семья , в которой растет ребенок.
- Базовое доверие к миру. Закладывается в первый год жизни ребенка тем, как родители (чаще всего мама) заботятся о малыше и удовлетворяют его потребности в любви, ласке, внимании. В таком случае ребенок вырастает дружелюбным, открытым нашему миру. А если ребенок не получал достаточное количество любви и внимания, то у него вырабатывается подозрительность, закрытость, тревожность, недоверие к миру и другим людям.
- Восприятие себя, как личности. Дело в том, что ребенок приходят в наш мир, как чистый лист, и от того, что родители напишут на нем, будет зависеть восприятие ребенком себя самого. Если родители говорят, какой он добрый, храбрый, щедрый, красивый, сообразительный, то ребенок растет в уверенности, что он такой и есть. Ведь родители активно демонстрируют эти качества. А если родители постоянно ругают ребенка, говорят о том, какой он непослушный, жадный, вредный, глупый и некрасивый, то он постепенно начинает в это верить, может замкнуться в себе или стать агрессивным.
- Уверенность в себе и своих силах, способность справляться с неудачами. Родители являются для ребенка главной поддержкой и опорой, обратившись к которой он может получить подпитку своих сил и веры в себя. В том случае, если родители не оказывают поддержку ребенку, предпочитая только ругать за неудачи, насмехаться над ребенком, тогда он вырастает неуверенным в себе, будет избегать проявления инициативы, будет сомневаться в своих способностях.
- Психологическое и физическое здоровье. Неблагоприятная обстановка, в которой растет ребенок, применение к нему физического, эмоционального и сексуального насилия, оказывает серьезное влияние на его здоровье во взрослом возрасте. Склонность к неврозам, паническим атакам, тревожным расстройствам, аутоиммунным заболеваниям – все это последствия хронического стресса в детстве.
- Установки по поводу семейных и других отношений, распределения ролей, стратегий воспитания детей . Отношение к браку в целом, к противоположному полу, к детям очень чутко считывается в семье, в том, как ведут себя родители и прародители. То же самое касается и умения общаться, и способов разрешать конфликты.
- Эмпатия, толерантность, великодушие – основа этих качеств закладывается именно в детстве.
Хорошей новостью является то, что дети необязательно будут травмированы неблагоприятными семейными обстоятельствами или отвергающим поведением родителей. Большое значение имеет устойчивость психики каждого конкретного ребенка . Более чувствительные дети, конечно, будут сильно переживать, а дети с устойчивой или гибкой психикой смогут уклониться об «ударов».
В целом можно выделить три сценария, по которым пойдет человек, имеющий неблагоприятный детский опыт:
1. так же, как в родительской семье;
2. только не так, как в родительской семье;
3. собственный сценарий.
Первый сценарий актуален для тех людей, которые неосознанно перенимают установки, способы реагирования и поведения от родителей. Например, если ребенка в этой семье били за плохое поведение, во взрослом возрасте он так же будет применять к своим детям физические наказания, будучи уверенным, что это норма. Или если в родительской семье мама всю жизнь боролась с алкоголизмом мужа, то дочка во взрослом возрасте бессознательно будет выбирать себе мужа с алкогольной зависимостью, потому что для нее такая ситуация в семье знакома и понятна.
Второй сценарий проявляется у людей, которые пострадали от неблагоприятной обстановки в детстве, и приняли для себя решение ни в коем случае не повторить родительский опыт. Например, если девочку мама подвергала физическому и эмоциональному насилию, то во взрослом возрасте такая женщина будет уверена в том, что на своих детей она никогда не повысит голос, никогда не будет на них раздражаться, никогда не отвергнет и всегда примет. С одной стороны это неплохо, а с другой – таким решением эта женщина ставит себе запрет на негативные эмоции в сторону детей, которые неизбежно будут возникать в процессе воспитания. А так же у таких гиперопекающих родителей часто вырастают эгоистичные дети.
Третий сценарий – самый сложный. Он заключает в себе осознанное решение прожить свою жизнь по-другому. Не так, как у родителей, и даже не наоборот. А только ваш сценарий, который не имеет под собой прямую опору на опыт родительской семьи. К нему нужно прийти только через серьезную работу над собой, своими травмами и установками. В идеале, воспользоваться помощью психолога, потому что это действительно очень трудный путь, который почти невозможно пройти в одиночестве.