Как перестать час кряду смотреть на белый лист, и начать, наконец, писать? Возможно, вы уже перепробовали много рекомендаций по этому вопросу из Интернете и так и не добились заметных результатов. Хочу поделиться своей техникой "вживания в автора", которая ни раз помогла мне настроиться "на волну" и написать тысячи слов, вопреки мертвой тишине в мыслях и отливу вдохновения.
В известной каждому пишущему книге "Школа литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа" автор Юрген Вольф во вступлении пишет: "Вы хотели бы начать сочинять книги? Или писать больше и лучше? Если так, то вы сделали правильный выбор, потому что я намерен быть вашим учителем и вместе с вами пройти весь путь сочинения литературного произведения." В книге немало советов о том, как проводить анализ персонажа, как выстраивать диалоги, какие вопросы нужно задавать к книге перед тем, как ее писать, чтобы она стала успешной. Книга полезная, и если вы еще ее не читали – обязательно прочтите.
Но речь не о книге Вольфа. Начнем с начала: вы хотели бы начать писать книгу? Или сделать этот процесс легче и быстрее? Если так, то вы сделали правильный выбор, потому что я намерена поделиться с вами своей техникой входа в состояние пишущего, а ее детальный разбор позволит вам создавать свой "образ входа".
Готовы? Тогда – поехали!
Часто слышу от незнакомых людей, что они представляют меня курящей. По секрету: я себя тоже такой представляю. Только люди говорят это после того, как прочли мои удачные тексты, я же – когда ничего не могу написать.
Тогда я думаю о том, как писала те самые лучшие тексты. И вижу, как мои руки увлеченно стучат по клавиатуре, а между пальцами правой руки зажата сигарета. Как изредка черный мохеровый свитер – длиной своих рукавов доходящий до основания пальцев, – съезжает на запястье и ненакрашенная женщина, чуть за тридцать, подносит сигарету к губам, и от ее вдоха сигарета вспыхивает ярким огоньком. Как после выдыхаемый ею дым медленно вьющимися клубами растворяется в сумраке комнаты...
Хотя, конечно же, нарисованная в воображении женщина не я, ее образ собирательный: в ней есть Мердок, Плат, Сонтаг, Арендт, и даже Арбус. Он состоит из всех тех, кто волнует меня и вдохновляет, чьи слова делаю мою кровь краснее и жарче, чья сила и твердость слаще любых подношений. Этот образ я надеваю на себя, как любимый мохеровый свитер – что с годами только любимее, хоть и бесплотнее...
Чаще всего это помогает и слова появляются. И нет тут никакой магии, все дело в НЛП (нейролингвистическое программирование) – методе, который, задействуя мозг, тело и язык, позволяет программировать (или повлиять на) свое поведение в определенной ситуации. Известен этот метод с 70-х годов 20 века и с того времени активно используется в психологии развития и самоорганизации. Основной его принцип состоит в следующем, что каждый человек шифрует свой опыт по-своему.
Но вернемся к моей визуализации и разберем, почему же она работает. Когда я представляю клавиатуру, по которой мои пальцы отбивают мысли в слова, то в этот момент подавленное эмоциональное состояние, вызванное тревожным ожиданием неточных слов/образов; страхами, что все написанное окажется пустым и никому не нужным; обычным ступором, когда не можешь переключиться с технического письма на художественное, самокопания, и др., заменяется на противоположное – активное, созидательное, когда творческая энергия бьет фонтаном, а слова текут на бумагу со скоростью горной реки.
Женщины, включенные в мой образ – назовем его "пишущая Е", – те, которые сподвигают меня на борьбу с самой собой, на борьбу с косностью и ханжеством, с нелепыми правилами системы, и прочими "с". Поэтому, когда в минуту застоя, я вспоминаю каждую из них, то чувствую, что не могу сдаться просто так, потому что у меня слов нет: они бы не сдались и я не могу.
Первый атрибут для создания образа входа в состояние пишущего – это писатели, которыми вы восхищаетесь. Возьмите ручку, бумагу и составьте список из 3-5 имен, а после подумайте: что им позволило стать теми, которые теперь вам нравятся? Какая черта характера помогла им добиться таких высот? Что в их внешности или поведении у вас ассоциируется с этой чертой? Добавляйте ее в свой образ входа. В своем визуализации порой вижу прядь седых волос, как у Сондаг, она для меня символизирует свободу быть собой в слове и жизни, порой на меня смотрит любознательный и критичный взгляд Ханны Арендт, и тогда я чувствую твердость и стойкость его обладательницы. Точно также с Плат, или Мердок: от каждой есть в моем образе. Говорю "порой вижу", потому что этот атрибут образа не имеет стабильности, он гибок и зависит "чьей поддержки" – Арендт, Мердок, или других – именно сейчас, в этот момент, когда собираюсь писать, мне не хватает.
Почему воображаемая мной женщина курит?
Творчество как глубокая никотиновая затяжка… Когда я пишу, чувствую во рту вкус ментола, смолы и табака, будто бы после сигаретой затяжки. А затем смотрю внутрь себя, на то, как там рассеивается густой туман и сквозь него проступают силуэты…
С годами все меньше понимаю к кому я ближе – к себе сегодняшней или к той, что была в детстве...
"Когда вырасту, буду курить – говорила я маме, – и выйду замуж за негра…"
Мама изумлялась: –"Почему сразу за негра?" – У них красивые губы, – ответственно заявляла я.
Наверное, в том и ответ, что все мы – как это не банально, – родом из детства. Поэтому для своего образа входа, вспомните, какой(-им) взрослым вы себя представляли в детстве. Попробуйте почувствовать, что для того маленького человека было во взрослом важным. Как это выражалось? В каких деталях? Быть может, вы, как и я, хотели стать независимой, и она (независимость) накрепко сцепилась с сигаретами, поскольку сигареты в родительском доме были под запретом.
Теперь разберем следующий атрибут образа – черный мохеровый свитер с растянутыми рукавами. Как можно было уже догадаться, в свитере важно, не то какой он, и не то что это – свитер, а то, как я себя в нем ощущаю. В безопасности. Спокойно. Уютно. Расслабленно. Когда вы садитесь писать, именно это самочувствование – что вам хорошо, комфортно, вас никто и ничто не отвлекает, вы почти в Дзене – и нужно в себе культивировать. Подумайте, какие вещи позволяют почувствовать вам себя в спокойствие. Быть может, это старое кресло, в которое вы забирались с ногами, а после укутывались пледом и размышляли о дожде за окном, или небольшая мягкая подушка из плюша, что вы клали себе на живот и чувство тревоги сменялось покоем... Здесь важно, чтобы предмет или вещь, кроме ощущения успокоения, еще и настраивали вас на работу, а не усыпляли.
И, наконец, последний атрибут. "Цель без действия есть всего лишь галлюцинация" – писал Томас Эдисон. В контексте статьи фраза американского изобретателя немного двусмысленна; для ясности перефразировать ее можно так: если в образе не будет звоночка к действию, то образ останется только образом. Завершающим штрихом для визуализации является сигнал к действию. Хорошо, когда стартовый сигнал связан с детским представлением о себе взрослым: для своего внутреннего ребенка вы становитесь воплощенной мечтой, а для мечты нет ничего невозможного, ей все по силам. В моем образе таким сигналом служит вспыхивающий огонек сигареты. Замечу, что образ входа необязательно должен быть полностью реалистичным, в нем могут присутствовать и фантазийные элементы, главное – чтобы для вас они были истинными, тогда они будут работать на вас.
Расплывающийся по комнате дым как символ мозговой активности, которая предшествует возникновению идей, – визуализация перехода к действиям. Этот атрибут образа вы можете заменить на походящий вам по контексту, что у вас ассоциируется с притоком интеллектуальных сил.
Методику "вхождения в автора" можно использовать не только в писательстве, но и в любой деятельности, если испытываете трудности с самоактивацией. В самом ее названии есть слово "автор", что лишний раз подчеркивает – будь автором своей деятельности, а не ее жертвой.
В заключении перечислю основные атрибуты образа, которые необходимо учитывать при разработке визуализации. В образе входа должно быть:
- люди в вашей области деятельности, которыми вы восхищаетесь, мысль о которых настраивает вас на победу, делает сильнее, собраннее и целеустремленней;
- качество/черта характера, присущая детскому представлению о себе взрослом;
- предмет или вещь, которая помогает вам успокоиться и настроиться на работу;
- стартовый сигнал к действию.
Больше о НЛП можно почитать в:
Буду рада если в комментариях поделитесь своим опытом борьбы с "чистым листом", или предпринятыми попытками создания образа по моей методике.