Найти тему

Конструкт или чёрт?

Конструкт — целостная, отделяемая от других сущность реального мира (материального мира, психики, экономики, социального мира), недоступная непосредственному наблюдению, но гипотетически выводимая и/или выстраиваемая логическим путем на основе наблюдаемых признаков, с достаточной степенью экспериментально и логически подтверждаемая и достоверно не опровергаемая, теоретическое построение и понятие, используемое для ее представления (Википедия).
Чёрт — то же, что бес и близок понятию дьявол. В славянской мифологии — злой дух, озорной, игривый и похотливый. Под различными прозвищами и синонимами является персонажем огромного количества сказок Восточной Европы, самый популярный персонаж русской демонологии . Википедия

Пришло мне такое сообщение. Решил это сообщение использовать для продолжения темы дистанционной работы.

Зуфар, доброго времени суток! Решилась написать Вам по поводу пациента. Практикую Касание ангела понемногу, в основном, это родные и близкие подруги.
Но тут у подружки заболела мама- лежит в реанимации с диагнозом менинго-энцефалит. Состояние тяжелое.
Я сама предложила помощь. С согласия дочери 3 дня работала дистанционно. Сегодня было очень тяжело. Мне подруга высылала фото своей матери, так вот сегодня, когда я только настроилась на сеанс- "увидела" картинку- фото перед глазами, и правую сторону женщины обнимает лапами сущность - на черта похожая.
Я не эзотерик, не мистик. Мне стало не по себе, но я сосредоточилась на присутствии и провела сеанс.
Зуфар, пожалуйста, подскажите. Это мои глюки? или не надо работать с такими пациентами?
Хотела помочь, но сейчас сомневаюсь, правильно ли это вмешательство

Тревога практика биодинамического центрирования мне понятна. Сам много раз подвергался таким «глюкам». Один раз, работая с ребенком с ДЦП, был атакован чем-то, которому до сих пор не могу дать логического объяснения: во время процедуры почувствовал как в кисть левой руки, которая находилась под головой ребенка, вцепилась (может быть, вцепилось) что-то. Еле крик сдержал от боли. Когда закончил процедуру, вытащил руку из-под головы, то увидел четыре точки, как от укуса, с капельками крови. Давно это было, лет десять, наверное, прошло. Подобные вещи, наверное, бывали со многими практиками методов биодинамики. Я слышал одному практику чуть левую руку напрочь не отгрызли какие-то сущности. После этого он себе обережный тату набил на эту руку.

Я не возьмусь рассуждать на эту, весьма непонятную и по этой причине весьма спорную тему. Единственно что я сделал после анализа таких событий — стал интерпретировать свои рабочие ощущения исходя не из мистики и мифологии, а исходя из научного понимания физических явлений. Хотя отдаю отчет тому, что научная формализация не сможет полностью описать явления субъективной реальности. То есть, если говорить языком цифр, научная формализация содержит смысл, закодированный комбинациями 0 и 1, хотя содержание субъективной реальности, при грубом рассмотрении, содержит множество не только 0 и 1, но и множество между 0 и 1. То есть, если 0 это «тепло», а 1 это «холод», то субъективная реальность может содержать смысл «еле теплое» или «жутко холодное». Тем не менее, научная формализация ощущений состояния пациента — перцепции, помогает оградить от интерпретации перцепции в виде каких-то мифических существ.

Научная формализация помогает обойти информационный дефицит, который в какой-то степени возникает при дистанционной работе. При информационном дефиците мозг начинает сам придумывать недостающую информацию. И, как правило, все непонятное, нечеткое интерпретируется в неком драматическом ключе, «уже начинать бояться, чтобы выжить». «Всякое явление субъективной реальности (в том числе восприятие) есть одновременно отображение некоторого объекта и вместе с тем самого себя» [1]. Всякое восприятие внешних явлений полимодально, по крайней мере, в том смысле, что оно всегда включает в той или иной степени чувственные отображения внутренних процессов. Более того, адекватное отображение внутрисистемных процессов и управление ими является необходимым условием эффективных отображений и действий во внешней среде.

Наш мозг устроен так, что по мере накопления опыта у нас выстраивается ментальная модель физического мира. Физический мир на самом деле объективен, но наше восприятие многое добавляет из наших субъективных переживаний. На самом начале опыта восприятие дифференцируется минимально — хорошо-плохо. «Соотношение со средой на этом низком уровне дифференциации описывается в терминах «эмоций» (Анохин, Швырков, Александров и еще ряд ученых). На самом верху опыта находится максимальная дифференциация восприятия, возникающая в результате информационно-аналитической деятельности мозга, обеспечивающие психические свойства мозга. Ощущения, образы, понятия, смыслы, намерения, решения, планы действий — это содержание информационно-аналитической функции мозга. Сознание, мышление, память — это свойства осознаваемого пространства.

Поэтому все эти драматические интерпретации содержат и внутренние конфликты, страхи, которые однозначно имеют влияние на восприятие, тем более на восприятие в условиях дефицита поступающей информации. «Третий уровень перцептивного синтеза представляет процесс категоризации восприятия. Это означает включенность речеоформления (вербализация – уточнение мое ) данного восприятия, использование надличностной по своему статусу системы языка. <…> Само выделение третьего уровня свидетельствует о признании реальности невербализованных, а также слабо или частично вербализованных пластов чувственных отображений и мыслительных процессов (что подтверждается анализом разных видов творческой деятельности - поэтической, математической, технической и т.д.)» [1]. Этот уровень перцептивного синтеза наступает, в среднем, к 300мс.

Первый уровень перцептивного синтеза наступает, в среднем, к 200 мс. Эта стадия восприятия характеризуется арефлексией, то есть обладает слабо развитым качеством субъективной реальности. Рефлексия (от лат. reflectere «отражать») — в философии форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий. Арефлексия – отсутствие рефлексии. Этот уровень восприятия можно определить как сенсорный. В мозг «загружается» вся сенсорная информация от, в нашем частном случае, от пациента, находящегося где-то далеко, и не только информация о его состоянии организма, но и информация об окружающем пациента пространстве. «Построение предметного образа зависит от синтеза ощущений, адекватно отображающих собственную телесную организацию индивида. Сенсорная дезинтеграция на этом уровне влечет распад образа, либо его существенные искажения» [1]. Следующая стадия восприятия наступает в период 200 мс — 300 мс, характеризуется включенностью в него системы Я и процессами осознавания. В примере зрительного восприятия этот уровень перцептивного синтеза характеризуется процессами осознавания и понимания содержания зрительного восприятия. «Собственно, при этом восприятие и выступает как обладающее развитым качеством субъективной реальности . В норме восприятие субъективно переживается как принадлежащее данному Я, которое способно вместе с тем управлять им в определенных пределах. Здесь налицо более высокие (по сравнению с сенсорным) уровни перцептивного синтеза, включающие роль внимания, мотивации, памяти, индивидуального опыта » [1].

Перцептивная информация, поступающая в мозг, раскладывается по отдельным признакам по различным областям мозга и сливается в ассоциативной коре. По такому же принципу происходит и в случае с пациентом, будь он на кушетке под руками или находящийся удаленно вне поля видимости. Процесс восприятия и распознавания признаков, относящихся к одному объекту, происходит по осцилляторному принципу. Процесс восприятия можно представить как взаимодействие центрального и периферических осцилляторов. Внимание участвует в распределении информации и внимание же участвует в извлечении информации: вся информация, которая относится к одному объекту, синхронна, информация, которая относится к другому объекту — не синхронна. Взаимодействие внимания и памяти происходит на принципах синхронизации: все, что включено в фокус внимания — синхронизируется.

Центральный осциллятор в фокусе внимания синхронизирует периферические осцилляторы. Внимание приводит к повышению синхронизации между системой реализующей внимание и первичными системами, которые обрабатывают признаки объектов. В мозге терапевта пересекаются потоки информации о состоянии собственного организма и состоянии пациента. В этих условиях важно иметь четкое знание какой поток информации кому принадлежит. Это достигается за счет присутствия — особого состояния терапевта, где в фокусе внимания синхронизируется информация, принадлежащая ему самому. Но присутствие, как и все другое, функционирует на принципах осцилляции — то присутствие есть, то его нет. В начале практики разрывы весьма велики, и при таких разрывах возникают синхронизации признаков от различных объектов. Тогда и возникает резонанс собственных колебаний с колебаниями пациента (инвазия), или возникают различные мифологические образы, если мышление терапевта увлечено подобной формализацией.

Поэтому я для себя выбрал техногенную форму объяснений тех ощущений, которые возникают в процессе терапии.

Примечание:

[1] Восприятие как феномен субъективной реальности. Д.И. Дубровский.