Это первая из серии небольших заметок по книге Милтона Эриксона "Мой голос останется с Вами..." В ней я расскажу, чем же отличался ее автор от других терапевтов.
Как сам Эриксон был необычным человеком, так и его терапия имела свои особенности. Один из учеников Эриксона и сооснователь Вашингтонского института семейной терапии Джей Хейли указывал на то, что к основным особенностям терапии Эриксона относились такие методы как:
«поощрение сопротивления», «предоставление наихудшего варианта», «вызывание реакции с помощью ее блокировки», «посев идей», «усиление отклонения» и «назначение симптома».
Указанные методы способствуют гипертрофированию, усилению симптомов, что в свою очередь приводило к их осознаванию и появлению сопротивления к их проявлению.
Это мне напоминает любимый мною вид восточного единоборства - айкидо. Если тебе нужно, чтобы партнер (но не противник!) пошел в нужную сторону - окажи давление на него в противоположную сторону, это вызовет сопротивление твоему действию, которое можно будет потом использовать, ослабив нажим и сменив движение на противоположное.
Известно , что из-за особенностей развития и перенесенных болезней, сам Эриксон не мог оценить цвет, так как страдал цветовой слепотой, а также звуки и стихи, поскольку был глух к изменению частот звука и был лишён чувства ритма. Но он в своей работе пользовался и цветом, и звуком, и стихами, так как знал, что люди могут оценить и то, и другое, и третье. Как ему это удавалось?
Прежде всего ему помогала феноменальная наблюдательность, которую он развил во время своей прикованности к постели из-за полиомиелита. Во-вторых, Эриксон использовал трансовые гипнотические состояния для привлечения к работе как своего бессознательного, так и бессознательного своих пациентов. В-третьих, он призывал своих клиентов сосредоточиться на своем состоянии и чувствах в текущем моменте, лишая силы мешающие прошлое и будущее. Ну и, наконец, он решительно ломал стереотипы поведения и снимал мешающие ограничения, но делал это весьма избирательно, в зависимости от возможностей клиентов, иногда шаг за шагом.
Как это все напоминает советы Дона Хуана, даваемые им Карлосу Кастанеде для изменения "точки сборки", и, как следствие, - текущей реальности и ситуации!
В работе психотерапевта, несмотря на перенесенные недуги и имеющиеся ограничения, Милтону Эриксону всегда помогали философское отношение к смерти и оптимистичное - к жизни, о которых я расскажу в следующей заметке.