Найти тему
РБК Тренды

Откуда в России 47 тысяч сирот

Оглавление
Фото: Lucas Metz / Unsplash
Фото: Lucas Metz / Unsplash

В России более 40 тысяч детей живут в детских домах. Вопросами сиротства занимаются Минздрав, соцзащита, органы опеки, полиция, омбудсмены и благотворительные фонды, но пока что проблема решается не слишком успешно.

Почему ребенок попадает в детский дом

Детей, которые живут и воспитываются в российских детских домах можно разделить на три категории:

  1. дети-сироты , чьи родители умерли;
  2. социальные сироты — их родителей или опекунов лишили родительских прав;
  3. дети «по заявлению» — из-за тяжелого материального положения семьи или болезни ребенка родители попросили временно забрать их сына или дочь.

Из 47 тыс. детей, которые в России сейчас нуждаются в устройстве в семьи, только у 1% погибли оба родителя. Каждый четвертый ребенок в российском детском доме относится к третьей категории. «По заявлению» дети могут находиться в детдомах годами. Количество сирот в последние годы снижается, но детей, которые попали в детский дом по заявлению родителей, не становится меньше.

Причины сиротства

В 2019 году благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко проводил исследование и выделил основные причины, почему дети попадают в дома ребенка и детские дома. Часто на один случай приходится сразу несколько причин.

-2

Как победить сиротство

Чтобы все дети росли в семьях, нужно параллельно решать две задачи: проводить профилактику социального сиротства и устраивать детей из детских домов и домов ребенка в семьи. Этой проблемой в России занимаются разные службы:

  • за профилактику сиротства и работу с неблагополучными семьями отвечает соцзащита;
  • с мами, которые решили отказаться от ребенка в роддоме, работает Минздрав;
  • органы опеки и попечительства работают с приемными семьями;
  • комиссии по делам несовершеннолетних работают с детьми, которые оказались в сложных ситуациях.

Ведомств много, и действуют они разрозненно.Чтобы эффективно решать проблему, нужен единый орган, в котором государственные специалисты и представители некоммерческих организаций вместе бы помогли ребенку найти подходящую для него семью.

Проблемы профилактики сиротства

В профилактике сиротства сейчас работает заявительный принцип — если семья сталкивается с кризисом, она говорит о своей проблеме и просит поддержку. Профильное ведомство разово поддерживает, галочку ставит и забывает об этой истории. Мало кто разбирается в причине проблемы. Может быть, родители потеряли работу, после развода у одного из родителей началась депрессия или в семье начали пить.

Нужно работать с каждым случаем, искать сильные стороны и ресурсы внутри семьи и в социальном окружении, составить комплексный план помощи и работать по нему вместе с семьей. В республике Татарстан, Томской, Тамбовской областях и других регионах эта технология уже работает, скоро стартует в Новгородской области.

По мнению Николая Слабжанина, национального директора российской благотворительной организации « Детские деревни — SOS », важно, чтобы была государственная программа борьбы с социальным сиротством, тогда появятся четкие показатели эффективности, будет ясный план, обеспеченный государственным бюджетом.

Сейчас финансирование на решение проблем сиротства заложено в разных ведомствах: в соцзащите на региональном уровне, в комиссии по делам несовершеннолетних, в органах опеки и т.д. Поэтому сложно оценить, как расходуются средства именно на профилактику социального сиротства.

Комплексно на эту задачу смотрят только благотворительные фонды, которые помогают за счет пожертвований простых людей или социально-ответственного бизнеса. Государственная поддержка таких фондов часто ограничивается разовыми грантами. Даже самый крупный грант ограничен по времени. Обычно его дают на год, но работа с семьей должна продолжаться, пока она не станет «самодостаточной», не научится обходиться без внешней помощи. На это может потребоваться от полутора до трех лет.

Почему детям необходима семья

Формат семейного воспитания необходим всем детям. У детей, воспитанных в учреждениях, преобладает зависимое, реактивное поведение — вместо инициативного и свободного поведения ребенка, выросшего в семье. Вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо навыков самостоятельного решения проблем — иждивенчество и обида.

Фото: Lucas Metz / Unsplash
Фото: Lucas Metz / Unsplash

Подготовка родителей

Родители, которые решили взять в семью ребенка, должны понимать, что они не одни и в любой сложной ситуации им помогут. Особенно важно поддерживать семьи, которые готовы взять ребенка с особенностями здоровья. И речь не только о материальной поддержке: должны быть доступны медицинские и образовательные учреждения, обеспечена помощь педагогов и психологов. Например, на труднодоступных территориях, можно организовать мобильные бригады помощи приемным родителям.

С 2012 года опекуны должны пройти обучение в школах приемных родителей (ШПР). Там помогают подготовиться к серьезному шагу и убедиться в своем решении. Благодаря ШПР больше детей попадают в семьи. Так с 2014 по 2019 год количество детей, нуждающихся в устройстве в семьи, уменьшилось почти в два раза: с 87 до 47 тыс. человек.

Чем лучше организована подготовка в школах для родителей, тем ниже вероятность, что через несколько лет ребенок вернется из семьи в детский дом — это называется «повторное сиротство». В 2019 году из приемных семей в детские дома вернулись 5304 человека.

Профессиональные семьи

Не каждого ребенка могут усыновить или взять в приемную семью. Например, подростки часто сами не хотят иметь приемных родителей. Есть дети, которым из-за личных особенностей, психологической травмы очень трудно подобрать семью. В такой ситуации профессиональная замещающая семья становится наиболее подходящим вариантом устройства.

Профессиональная замещающая семья — тип устройства, когда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в семейной обстановке профессиональными родителями. При этом профессиональные родители не обязательно становятся опекунами или усыновителями.

Профессиональные семьи соответствуют нескольким критериям:

  • воспитание детей — основная занятость профессиональных родителей;
  • семьи постоянно работают со специалистами (психологами, педагогами, логопедами) для создания индивидуального плана развития детей;
  • у таких родителей очень высокий уровень подготовки: они могут воспитывать детей со сложными случаями (подростков, братьев и сестер — особенно, когда их больше, чем двое, детей с повторными возвратами, детей с ментальными особенностями развития).

Отличие профессиональных родителей от воспитателей в детских домах — они не меняются, а значит, у ребенка есть постоянный взрослый наставник. У детей, которые воспитываются в таких семьях, не нарушается эмоциональная привязанность, нет ощущения, что все люди в их жизни временные.

Временная патронатная семья

Профессиональная семья может быть и временным решением, пока ребенку не найдут приемных родителей. Например, в Эстонии, если родителей лишают родительских прав, специальная комиссия сразу начинает продумывать, как устроить ребенка. Учитывая особенности сироты, ему стараются подобрать наиболее подходящую семью. В ожидании приемных родителей или усыновителей дети живут в профессиональной замещающей семье в домашней атмосфере.

В законах многих российских регионов прописана похожая форма устройства — патронатные семьи. Такие родители заключают трудовой договор с детским домом и фактически становятся его сотрудниками. Но по словам Николая Слабжанина, на практике этот формат практически не используется по двум причинам:

  1. на федеральном и региональных уровнях активно продвигают только формат приемной семьи, хотя в большей части регионов приняты законы о патронатном воспитании;
  2. бюджетные потоки в регионах направлены на поддержку только приемной семьи.

«Многие вопросы сейчас могут решаться на региональном уровне. Если количество семей, вышедших из кризисной ситуации, войдет в KPI губернаторов, регионы будут ответственны за каждого ребенка, который находится в детском доме по заявлению родителей, а часть полномочий передадут некоммерческим организациям, борьба с социальным сиротством будет более эффективна» — уверен директор благотворительной организации «Детские деревни — SOS».

Шесть шагов, которые позволят решить проблему детских домов в России:

  1. выявить причины, по которым дети попадают в детские учреждения;
  2. помогать кровным семьям, в которых нет угрозы безопасности ребенку, сделать всё возможное, чтобы ребенок остался в родной семье;
  3. закрывать дома ребенка, в которых находятся дети до трех лет, наладить систему, чтобы они сразу попадали в семьи;
  4. на базе местных сообществ развивать качественные и доступные услуги как для кровных, так и для приемных семей;
  5. развивать различные формы семейного устройства: усыновление, родственную опеку, приемные семьи, профессиональные семьи под различные виды услуг, включая временное размещение;
  6. создать социальные центры и оказывать дополнительные услуги семьям, в том числе финансовую поддержку.

Сам процесс деинституализации может быть поначалу более затратным, чем содержание учреждений, но в долгосрочной перспективе это решит огромную социальную проблему и выйдет дешевле, чем ежегодное содержание.

-4

Кто в России занимается профилактикой сиротства и устройством детей

Есть десять крупнейших фондов:

Как работают «Детские деревни — SOS» в России

Модель детских деревень — SOS работает в 136 странах. В России эта благотворительная организация появилась 25 лет назад. Главные задачи «Детских деревень — SOS» — проводить профилактику социального сиротства и давать детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, семейное воспитание.

Профессиональные родители — это SOS-родители и приемные родители, сотрудники «Детских деревень — SOS», они проходят обучение, получают вознаграждение от благотворительной организации и/или от государства (в зависимости от формы воспитания и регионального законодательства), всегда могут советоваться с педагогами и психологами организации.

При этом профессиональные родители живут вместе с детьми в предоставленных благотворительной организацией домах, водят детей в обычные школы, готовят с ними уроки, вместе с детьми выбирают кружки и секции, вместе проводят свободное время. В семьях могут жить и кровные дети профессиональных родителей. Такой формат позволяет выстраивать долгосрочные детско-родительские отношения, многие воспитанники «Детских деревень — SOS» продолжают общаться с SOS-родителями и после выпуска.

Сейчас «Детские деревни — SOS» работают в восьми регионах России, но их опыт можно масштабировать на всю страну при большей финансовой поддержке. Воспитание в профессиональной семье может полностью заменить формат детских домов. Это прописано в Национальной стратегии действий в интересах ребенка на 2012–17 годы, которую президент России подписал 1 июня 2012 года.

«Государство постепенно меняет ситуацию в лучшую сторону, но трансформация идет долго, а дети растут. Каждый день и каждый год для конкретного ребенка очень дорого стоит», — рассказывает директор «Детских деревень — SOS».

Читайте также:

"Внуки Путина будут президентами": как наши дети говорят о будущем

Какие качества помогут ребенку достичь успеха во взрослой жизни — американский подход

Какие они — дети поколения Z и «альфа»?

Если вам понравился материал, подпишитесь на канал РБК Тренды в Яндекс.Дзен — это поможет нам развиваться!