Достаточно часто к психологу приходят с запросом о любви к себе. Предполагается, что этой любви пока нет. То есть, когда мы думаем о себе, смотрим на себя, слышим себя — мы себя не любим. Мы не приносим себе пользы, делаем то, что не хотим, заставляем себя, живем не так, как хотим. Собственно, речь идет о недополучении личной выгоды — мотивы любить себя, все-таки, эгоистичны и утилитарны. Хочется розовых бантиков, красную машину и … легко рекомендовать далекие путешествия всем, кто плохо себя с нами ведет.
Что же имеет ввиду человек, когда говорит: «Я хочу научиться себя любить?»
У психолога возникает вопрос: «Кто этот Я?»
Образ «Я» — это набор представлений о самом себе: об уме, теле, способностях, чертах характера. Это многоликое и противоречивое множество концепций самого себя, ожиданий от самого себя. Образы Я - обычная эгоцентричная позиция, из них человек действует, чувствует, воспринимает мир. Больше не из чего.
А раз у человека много возможных образов «Я», часто не подозревающих о наличии друг друга, то возникает проблема: так кто же должен «любить» себя из этих наших многочисленных «Я»? То «Я», которое своими действиями наносит вред здоровью или карьере — оно тоже должно себя любить? Почему внутри война и мы оказываемся раздираемы противоречиями?
Создаваемые концепции о себе, о мире, о других людях постоянно требуют подтверждения, а попытки их подтвердить плодят конфликты. И именно это разделяет человека с реально происходящим. За своими идеями человек просто не замечает всей полноты жизни, не может непосредственно контактировать с окружающим миром — который сам по себе прекрасен, при этом равнодушен и беспристрастен по отношению ко всем созданным идеям о нем.
Так что же делать психологу с запросом «хочу начать любить себя?»
Варианты работы с таким запросом самые разные. Рассмотрим два из них:
1. Выводить человека на такой уровень понимания вопроса, что он перестает быть проблемным.
Ведь за этим запросом стоит неоткрытая возможность познавать новое и развивать представления о мире и о себе.
Здесь много возможностей. Это трансформация претензий и ожиданий от мира и от других людей. Это понимание, что мы общаемся со своими идеями относительно других людей, а не самими людьми. Это новая способность думать о людях не только в контексте собственных целей, оценок, представлений, а непосредственно, видя человека целиком. Это ряд решений о том, как мы теперь будем себя вести, как и какие качества будем предъявлять другим и миру. Это выход (хотя бы частичный!) из эгоцентричной позиции — и мудрость.
2. Утилитарный подход в пределах существующих представлений о себе и о мире тоже возможен. И кому-то нужно всего лишь это. Просто выясним критерии, по которым человек будет узнавать, что он себя любит.
Например: если я люблю себя, то хожу в спортзал, занимаюсь своей красотой и здоровьем, учусь нравиться себе и создавать ситуации, где я себе нравлюсь, учусь меньше от себя требовать, быть спокойным в конфликтных ситуациях и прочее. При этом варианте мы проводим психотерапию таким образом, чтобы у человека все перечисленное присутствовало в жизни, чтоб та жизнь, которая у него сложилась, его удовлетворяла.
Какой вариант Вам больше подходит – Ваш выбор.
_______________________
- Запись на консультацию по ссылке