Найти в Дзене

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА (ч.9): ИИСУС, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ

Оглавление

(Mк. 5:21-43)

В этом отрывке Евангелия от Марка Иисус является участником очень динамичных событий. Одна история быстро сменяется другой. Иногда обстоятельства предполагают столкновение с естественными силами природы - такими, как мы видели в эпизоде укрощения бури на Галилейском море. Иногда - с миром бесовским, как например во время изгнания легиона бесов из одержимого в Mк. 5. А бывают такие моменты, когда Иисус сталкивается с человеческим страданием и самой большой из всех человеческих проблем, великой тайной смерти.

Эти истории представляют срез человеческих переживаний, которых было бы достаточно, чтобы нарушить равновесие любого и травмировать, окончательно выбив нас из колеи. И, тем не менее, Иисус относительно спокойно пережил каждую из них. Кажется, Он никогда не приходит в смятение. Он всегда точно знает, что делать. Он абсолютно уверен даже в такие моменты, когда другие полностью утратили бы контроль над собой.

Эти быстро сменяющиеся эпизоды укрепляют нашу уверенность в том, что Иисус действительно Господь жизни и смерти.

I. ИИСУС И СМЕРТЬ (5:21-24, 35-43)

Марк пишет:

«Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его» (ст. 21-24).

По всей видимости, Иаиру было нелегко прийти к Иисусу. Марк говорит, что Иаир был одним из начальников синагоги. К этому времени синагоги были практически закрыты для Иисуса и Его проповедей. Он исцелил многих людей в субботу и тем оскорбил столько фарисеев, что они перестали пускать Его в синагогу. И вот руководитель синагоги, начальник одной из самых известных синагог Капернаума приходит к Иисусу и умоляет Его исцелить дочь.

Иаиру пришлось подавить много разных чувств, прежде чем он смог заставить себя вот так обратиться к Иисусу. Ему нужно было подавить свою гордость. Ему нужно было преодолеть свое собственное предубеждение и даже стыд и неловкость, прежде чем он заставил себя прийти к этому странствующему учителю, которого отвергли все ведущие ученые и учителя Израиля, к этому возмутителю спокойствия, который ходил от деревни к деревне и проповедовал то, что будоражило людей и что, по крайней мере, в глазах фарисеев, было диаметрально противоположно учению Моисеева закона. Иаир вынужден был опуститься с высот своего положения начальника синагоги, прийти к Иисусу, пасть Ему в ноги и умолять Его пойти с ним, чтобы исцелить дочь.

И хотя эти силы мешали Иаиру, превыше всего был страх, который толкал его к Иисусу. Его двенадцатилетняя дочь могла умереть, и это заставило его пойти к Иисусу. Каждый родитель может представить, какое отчаяние охватывает в такой ситуации.

Есть также свидетельство наличия определенной веры в сердце Иаира. Марк говорит, что он упал к ногам Иисуса со словами: "Дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива" (ст. 23). Этот важный человек знал, что Иисус обладал силой. Эта вера, какой бы малой она ни была, пусть даже на стадии зарождения, в сочетании со страхом возможной потери дочери, толкала Иаира искать помощи у Учителя.

II. ИИСУС И СТРАДАНИЯ (5:25-34)

В этот момент Марк прерывает рассказ об Иаире и обращается к событию, которое произошло, когда Иисус, Иаир и другие отправились к дому Иаира. Марк сообщает, что Иисус тут же откликнулся на крик души Иаира и стал пробираться сквозь толпу к его дому. Далее Марк пишет: “За Ним следовало множество народа, и теснили Его". В той толпе была некая женщина, которая страдала от кровотечения на протяжении нескольких лет. В стихах 25 и 26 мы читаем:

«Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние...»

Итак, эта бедная женщина страдала от непрерывного кровотечения, которое не только приносило ей физические страдания, но также было причиной того, что, согласно Моисееву закону, она считалась нечистой. Ее изгнали из иудейского общества. Ей приходилось держаться от всех на расстоянии. Она не могла общаться с другими людьми. Она была, как прокаженная. По закону Моисея, правоверным иудеям запрещалось прикасаться к женщине, пока она находилась в таком состоянии. Ей не позволяли посещать иудейские богослужения ни в храме, ни в синагоге. На протяжении долгих двенадцати лет эту страдалицу подвергали гонениям и изоляции от общества.

Рассказывая ее историю, Марк говорит, что она “много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние". Лука, который сам был врачом, просто сказал, что никто не мог исцелить ее (Лк. 8:43).

Но когда женщина подошла к Иисусу, произошло нечто удивительное. Марк рассказывает об этом в стихах 27-29:

«Услышавши об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его; ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни».

Нам ничего не говорится, как эта женщина узнала о Христе, но слухи каким-то образом дошли до нее. Они зажгли искру надежды в ее сердце. Она подумала: “Вот тот, кто после всех этих лет страданий, может быть, окажется способен облегчить мое трагическое положение". Приблизившись к Иисусу, она увидела, что вокруг Него толпятся люди. Но она во что бы то ни стало решила пробраться сквозь толпу, чтобы хоть прикоснуться к Нему. Проталкиваясь, протискиваясь и с трудом пробираясь через толпу, она понимала, я в этом уверен, что каждый, к кому она прикасалась, по закону Моисея становился нечистым. Но она твердо решила пробраться к Иисусу. Наконец, она оказалась настолько близко, что смогла прикоснуться к Нему. Она дотронулась до Его одежды и тут же ощутила, что исцелилась. Кровотечение остановилось.

Марк говорит:

«В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (ст. 30-34).

Интересна реакция учеников на вопрос Иисуса. Когда Иисус спросил, ученики ответили Ему: “Иисус, зачем Ты задаешь такие вопросы? Во всей этой толкотне как Ты собираешься найти того, кто прикоснулся к Тебе? Это мог быть любой из сотни этих людей”. Ученики, по всей видимости, не догадывались, что даже в толпе Иисус чувствовал прикосновение каждого отдельного человека. Но это было именно так.

В конце концов, со страхом и трепетом женщина вышла вперед и призналась. Она была смущена оттого, что всеобщее внимание сосредоточилось на ней. Каким будет отношение Господа к тому, кто попытался воспользоваться Его чудодейственной силой без разрешения? Трепеща, женщина упала к Его ногам и рассказала Иисусу все, как было.

Как отреагировал на это Иисус? Может, сказал: “Послушай, дорогая, разве ты не видишь, что я спешу? Девочка при смерти, и я пробираюсь через эту толпу к ее дому, чтобы исцелить ее. Как ты вообще смеешь мешать мне и хвататься за меня!” Нет, Он остался совершенно спокойным и мягко сказал ей: "Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей”.

Это единственный стих во всем Новом Завете, где Иисус употребил слово дочь ("дщерь"). Он отнесся к этой бедной женщине с нежностью. Несмотря на стыд и смятение, она чистосердечно, хотя и со страхом, выложила перед всей толпой, окружавшей Иисуса, всю правду о себе и о своем положении. Упав к ногам Иисуса в страхе и трепете, она рассказала Ему о своем состоянии. Она рассказала Ему, как долго это продолжалось. Несомненно, она описала это во всех деталях. Она рассказала Ему, как решила во что бы то ни стало добраться до Него. Она рассказала Ему, как трудно это было сделать. Она рассказала Ему, как она все-таки протиснулась сквозь толпу и, в конце концов, прикоснулась к Его одежде, как тут же ощутила, что исцелилась. Она говорила все это дрожа от страха, не зная, как к этому отнесется Иисус.

Какая разница между отношением женщины и отношением толпы! В тот день, когда они продвигались по деревенской улочке, толпа теснила и толкала Иисуса. Для толпы это было развлечением, все хотели поглазеть на чудо, которое свершится в доме Иаира, начальника синагоги. Женщина же пришла к Иисусу с совершенно иной целью. Она пришла к Иисусу по причине глубокой нужды, с сердцем, исполненным надежды. В тот день она получила от Иисуса все, о чем только могла просить, и даже больше.

В этом месте Марк возвращается к истории об Иаире и его дочери. Начиная со стиха 35, он пишет:

«Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение, и плачущих и вопиющих громко. И вошед говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним» (35-40).

До этой минуты весь рассказ имеет своей целью подчеркнуть необратимость смерти. Мы становимся свидетелями того ужасного момента, когда смерть побеждает, и человек становится бессильным. Многие из нас стояли у постели дорогого человека, когда доктор качал головой и говорил: “Он умер". Мы все испытывали это чувство пустоты и безвозвратности, когда над телом того, кого мы так любили, закрывалась крышка гроба. Все это должен был чувствовать Иаир в тот момент. Можете ли вы себе представить, с каким нетерпением он ожидал окончания разговора между Иисусом и той женщиной? Ведь они направлялись к его дому, когда вдруг произошла эта остановка. Я вижу, как он стоит, переминаясь с ноги на ногу, ожидая, когда же, наконец, Иисус пойдет дальше. И все же, при всем своем нетерпении, он не посмел упрекнуть Иисуса, так как понимал, что Он имеет дело с крайней нуждой. И вот, когда они уже собрались двинуться дальше, пришло сообщение: "Дочь твоя умерла". Сердце его упало.

Когда они вошли в дом, плакальщицы уже начали свое причитание. В те дни было принято нанимать профессиональных плакальщиц, чтобы они оплакивали смерть человека. Обстановка взвинчивалась до предела. Эти платные профессиональные плакальщицы рвали на себе одежду и волосы, пронзительно вскрикивали и завывали. Все это представляло жуткую картину отчаяния, которое испытывали люди даже в Израиле, когда сталкивались лицом к лицу со смертью. Торжествующая, всепобеждающая надежда христианской веры почти полностью отсутствовала у них.

Когда они вошли в дом, Иисус спросил: “Что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит". Люди засмеялись. Они подумали, что Он сумасшедший. И все же, у кого более истинный взгляд на смерть - у Иисуса или у людей? В Писании Иисус неоднократно говорит о смерти верующего человека, как о сне. Когда есть вера, смерть совсем не то, чем она представляется. Она всего лишь временное явление.

В стихе 40 Марк продолжает:

«Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И взяв девицу за руку, говорит ей: “талифа-куми", что значит: "девица, тебе говорю, встань". И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление» (ст. 40-42).

Толпа, которая жаждала зрелища исцеления дочери Иаира, не увидела ни одного мгновения этого чуда. Войдя в дом, Иисус заставил всех выйти, позволив остаться в комнате с Ним только Петру, Иакову, Иоанну, матери и отцу девочки.

Горе отца с матерью было безмерно. Но Иисус подошел к постели девочки, наклонился, взял ее руку и сказал на арамейском наречии: “Талифа-куми”, что означает: "Девица, тебе говорю, встань". Он произнес эти слова так мягко, как произносит их мать, когда будит своего спящего ребенка. “Малыш, пора вставать", - сказал Он.

Далее в стихах 42 и 43 читаем:

«И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть».

Иисус не хотел никакой сенсации. Он пришел не для того, чтобы Его воздвигли на пьедестал как героя, но принести сострадание Бога. Он осуществлял эти чудеса с исцелением не для того, чтобы привлечь внимание исключительно к Себе, но показать, что Бог - это Бог великого сострадания и милосердия. Дела любви не нуждаются в гласности. Они совершаются ради самих себя, а не ради тайного плана саморекламы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этот отрывок во многих отношениях представляет собой историю контрастов. Контраст между отчаянием близких девочки и надеждой Иисуса. “Не утруждайте Учителя”, - говорили они. "Девочка мертва. Никто уже ничего сделать не сможет. Отпустите Его", - убеждали они. Но Иисус сказал: “Не бойтесь. Только веруйте". С одной стороны голос отчаяния; с другой - голос надежды.

В этом отрывке мы видим также контраст между безысходным горем близких девочки и спокойствием Иисуса. Первые плакали, причитали, рвали на себе одежду и волосы, а Иисус был спокоен и собран.

Чем вызвана такая разница? Тем, что Иисус полностью доверял Богу и был полностью уверен в Боге, которому служил. Самую страшную человеческую трагедию можно встретить мужественно, если встречать ее с Богом. Люди пренебрежительно смеялись над Ним, так как думали, что Его надежда безосновательна, а Его спокойствие ошибочно. Но в христианской жизни есть один замечательный факт: то, что абсолютно невозможно для человека, возможно для Бога. Христианин усвоил основной урок: нужно смотреть не на видимое, а на невидимое. В этом-то и состоит все различие. То, что по человеческому разумению слишком хорошо, чтобы быть правдой, становится ею с Богом. Толпа пыталась осмеять Иисуса, но этот смех перешел в изумление, когда люди поняли, что может сделать Бог.

Все это говорит нам о том, что Иисус есть Господь жизни и смерти. Не существует абсолютно ничего, чего бы христианин не мог выдержать и победить, в том числе и саму смерть, с Божьей любовью, которая стала нам известна через Иисуса Христа, Его Сына. Тогда люди смеялись над Иисусом. Зато теперь, благодаря Иисусу и Его победе, христиане могут смеяться над смертью. Христиане могут сказать вместе с апостолом Павлом:

«Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: “Поглощена смерть победою". “Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?" Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:54-57).

Победа над жизнью и смертью принадлежит Иисусу и тем, кто сделал Его своим Господом.

Церковь Христа