Безумно жаль покинувшего нас «товарища».
Хорошее было слово: теплое, надежное. Не друг, конечно, но – добрый знакомый, отзывчивый приятель, всегда готовый посочувствовать и поддержать. Помните, как медвежонок Умка трепетно говорил про мальчика из яранги – «он мой товарищ». И хотя слово затрепали, замызгали до полной потери смысла - на митингах, съездах, демонстрациях и субботниках без конца трещало из мегафонов и микрофонов «Дорогие товарищи! Товарищи дорогие!» - оно продолжало согревать.
К сожалению, хорошее слово сопровождало фамилии ну очень раздражающих народ партийных бонз. И когда раздражение дошло до крайней точки, «товарищ» оказался обречен. Десяток-другой лет – у руля встали те, кто вознамерился именоваться господами; откуда эта приверженность старорежимным порядкам? В начале девяностых годов прошлого века слово «товарищ» было вычеркнуто из обихода. Считайте, убито. Его произносили разве что с иронией, а всерьез не решались даже шепотом – настолько неловко оно звучало в свете новых общественных отношений.
Так буржуины снова взяли верх.
Сегодня в соцсетях все сплошь «друзья». Это выхолащивает смысл понятия: как писал Джером, людей, достойных называться друзьями, у каждого должно быть не больше двух-трех. Впрочем, в экономном английском что друг, что приятель – friend . Но в русском-то смысл этих слов различен. И в сетях, на страницах с кириллицей, знакомых-приятелей логичнее именовать товарищами.
Однако те остались в двадцатом веке. Так-то, господа. Что до вас, друзей вы точно не замените.
Марина Туманова