Найти в Дзене
Строительный мир

Обход Тольятти как часть магистрали «Европа-Западный Китай»: проект стоимостью 120 млрд руб. стартовал на Волге

Оглавление

К 2024 году к западу от Тольятти появится автодорожный мостовой переход через Волгу, который станет частью новой дороги, идущей в обход города. Последняя в свою очередь войдет в состав будущей магистрали, соединяющей Северную Европу с Западным Китаем; около 2,5 тыс. км этого протяженного маршрута пройдут по территории России.

Как все начиналось

Меморандум о развитии транспортного коридора Москвой и Пекином был подписан в 2008-ом. Примерно с этого же времени начались активные обсуждения нового мостового перехода в Самарской области в Шигонском районе (село Климовка). Хотя ранее подобный объект предполагалось построить ниже по течению, в районе города Октябрьск, но от этого варианта решили отказаться по ряду причин.

© Правительство Самарской области / CC BY 4.0 (Место, где будет построен мост)
© Правительство Самарской области / CC BY 4.0 (Место, где будет построен мост)

В 2012-ом сообщалось, что мост от Климовки до села Подстепки обойдется примерно в 55 млрд руб. Правда, вопрос финансирования оставался открытым — АО «Автоваз» отказалось от идеи вкладываться в этот проект. Необходимость моста в том же году обсуждалась на встрече самарского губернатора Николая Меркушкина с президентом России Владимиром Путиным. Глава государства поручил тогда проработать идею строительства нового сооружения.

Спустя два года, во время визита Путина в Самарскую область, эта тема снова поднималась и с того времени планируемый объект начали рассматривать как возможный отрезок будущей магистрали, связывающей Китай и Европу. Реализовать проект планировали до Чемпионата мира по футболу. Но позже стало понятно, что сроки затянутся. Минтранс объявил конкурс на проектирование лишь в начале 2016-го; на эти цели из бюджета выделили 146,5 млн руб.

© Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области / CC BY 4.0 (Схема планировки территории под строительство моста)
© Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области / CC BY 4.0 (Схема планировки территории под строительство моста)

В сентябре того же года завершились изыскательские работы и шла подготовка проектно-технической документации, а в середине 2017-го Главгосэкспертиза России одобрила проект. Стоимость моста длиной 3 700 м оценили тогда в 42 млрд руб., а всего объездного пути протяженностью почти 100 км — в 130 млрд руб. К работам на участке предполагалось приступить в 2019-ом, а через четыре года ввести объект в эксплуатацию. Но в 2018-ом объявили о смещении сроков на год.

Старт проекта

Концессионное соглашение на реализацию проекта было заключено в октябре 2019-го в Екатеринбурге при участии российского премьера Дмитрия Медведева и министра транспорта Евгения Дитриха. Подписи в документе поставили представители правительства Самарской области и «Концессионной компании «Обход Тольятти». Последняя была образована за полгода до этого в партнерстве ООО «Автодор-Платные дороги» и московского «ИнфраКАП»; позднее участником концессии и одновременно генподрядчиком стала компания «Автобан». Концессионер предложил вложиться в строительство новой дороги и моста 50/50 с государством.

© Дорожно-строительная компания "АВТОБАН" / dskavtoban
© Дорожно-строительная компания "АВТОБАН" / dskavtoban

В 2020-ом сообщалось, что общая стоимость проекта по предварительным подсчетам составит 121 млрд руб. Из госказны выделят 67 млрд руб., а остальные составят частные вложения. Подготовительные работы на участке развернулись с конца 2019-го. Осенью 2020-го обновленная проектно-сметная документация обхода Тольятти на первый этап строительства, предусматривающий возведение мостового перехода, прошла согласование в Главгосэкспертизе России; к концу года были одобрены все пять этапов работ.

В компании «Автобан» нам рассказали, что сегодня строительно-монтажные работы ведутся на всех участках будущей магистрали, задействовано 90 единиц техники и 250 специалистов. Производится устройство земляной насыпи и выемка земляного полотна, строятся объездные дороги, ведется пробная и массовая забивка свай на семи искусственных сооружениях.

Стальной мост протяженностью 3,7 км будет четырехполосным с расчетной скоростью 120 км/ч. Проезд по нему планируется платным, для легкового транспорта — чуть выше 2 руб. за км. Кроме непосредственно возведения мостового перехода и подходов к нему (около 5 км), проект предполагает работы по укреплению берега, строительство путепровода, водопропускных труб... Всего в рамках проекта «Обход Тольятти» на участке свыше 90 км возведут около 40 искусственных сооружений.

© ShinePhantom / CC BY-SA 3.0 (Трасса на плотине Жигулевской ГЭС, 2005 год)
© ShinePhantom / CC BY-SA 3.0 (Трасса на плотине Жигулевской ГЭС, 2005 год)

Предполагается, что новый маршрут избавит город от пробок — ежедневно по нему, согласно предварительным подсчетам, за сутки будет проходить около 60 тыс. автомобилей; разгрузит плотину Жигулевской ГЭС, повысит пропускную способность трассы М-5 «Урал», окажет положительное влияние на экспортный потенциал Поволжья, поспособствует открытию новых предприятий и появлению тысяч рабочих мест. Сегодня этот проект является одним из крупнейших в стране, который реализуется в формате государственно-частного партнерства.

После сдачи в эксплуатацию строящейся дороги Москва — Казань добраться из столицы в Самару можно будет за восемь часов; сегодня путь занимает в два раза больше времени.

Читайте: Автодорога вдоль Охотского моря: актуальность масштабного проекта