Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Какой был образ жизни и моральные ценности жителей Фронтира - границы Дикого Запада

Это критический очерк 1880 года журналиста Джорджа Бута, который писал для журнала International Review, издававшегося в 1874-1883 гг. в Нью-Йорке. Отличный пример умного, ироничного взгляда на окружающий мир, чем-то напоминающий стиль Марка Твена.

Что мы подразумеваем под Фронтиром? А что, под жителями фронтира? Эти термины вошли в моду, когда на далеком Западе оформились более или менее четкие линии границы цивилизации, а все что дальше было царством дикой природы. Однако и сегодня, когда наши поселения разбросаны по всем западным территориям, это определение не теряет своего значения.

Сегодня Фронтир это не только географический объект, в него вкладывается другой, более глубокий смысл, чем просто линия на карте, он предполагает особую цивилизацию и характерный уклад жизни пограничного жителя. Граница не напоминает те процветающие колонии, чьи земли исследованы, защищены законом и освобождены от опасности вторжения дикарей, где есть постоянное население, занятое активным созидательным трудом.

Он скорее похож на границу индейских резерваций, вдоль которой разбросаны лагеря и поселения белых людей. Земля, которая по закону открыта для заселения, но находится под постоянной угрозой со стороны индейцев. Земля заполненная странными, кочевыми общинами, которые, как тыквы пророка Ионы, иногда вырастают утром из ниоткуда, чтобы угаснуть через день.

Первое условие для возникновения приграничного поселения это достаточное количество кочующих странников, готовых объединиться вокруг веры в то, что «это место должно стать городом и общим центром».

Новость о том, что большая группа людей собралась в благоприятном месте, которому предопределено стать городом, привлекает новых поселенцев и их поток не иссякает до тех пор, пока не наступит день, когда по Фронтиру разнесется весть, что некоторые из «первейших граждан» пересмотрели свои взгляды на славную будущность нового города и ушли из него в поисках "нового Эдема".

Обитатель этого региона это Постоялец, а не Житель, ведь он находится в ожидании прихода новых поселенцев, которые заплатят ему наличными за его «заявку». Другие посвящают свою жизнь поиску месторождений благородных металлов, которые, если от них избавиться, могут дать им достаточно средств на год веселой жизни. Третьи это звероловы, которые кочуют с места на место в поисках мест богатых дичью.

Это люди самых респектабельных профессий в пограничной жизни, которые ждут когда их заменят более солидные граждане. Однако, они окружены большой толпой людей, которые слоняются по поселениям в ожидании призрачной надежды на честное Эльдорадо, а тем временем, пока оно не произошло, тайком одалживают лошадей без разрешения, дуются в фараон или работают в «дорожном агентстве» - незаконном взиманием платы за проезд по дороге, обычно равным той стоимости, которую путешественник платит, сняв с себя все до исподнего.

В пограничном обществе нет лишних изысков и делений на сословия. Гражданин это либо «элегантный джентльмен», либо лжец, вор и конокрад. Тем не менее, к имени людей такого рода занятий редко присоединяют подобные характеристики, если они их открыто не проявляют, пряча за основной профессией столь тщательно, что исключает возможность вмешательство в их дела. Однако, если их поймают с поличным, их ждет роковая судьба - от них "избавляются".

-2

На самом деле убийство на Фронтире по сравнению с кражей лошадей - это полная ерунда. Лошадь имеет положительное значение, вор, отрицательное. Возмездие не преследует человека, который убивает своего товарища во время ссоры, но если в прерии настигнут похитителя кошелька или конокрада, то его последний час настал.

Тем не менее, у него всегда есть шанс избежать наказания и сыграть роль «элегантного джентльмена» в каком-нибудь другом пограничном городке с помощью честного заработка , компенсируя свои расходы настоящей, профессиональной деятельностью. Так он сможет продолжать свою преступную карьеру, даже если его заподозрят, при условии, что он не будет заниматься темными делишками в тех сообществах, которые он чтит своим присутствием, когда его не преследуют по судебному решению.

Насилие над личностью в основном ограничивается случаями, когда нападающий имеет пользу от своей агрессии. Традиционный бой без правил, или убийство человека без предупреждения, вероятно, случается здесь намного реже, чем скажем на Юго-Западе.

Форт Бентон, главный пункт навигации в верховьях Миссури, был тем местом, где, согласно устному преданию один из ранних посетителей зашел в бар до того, как его успели прибрать. Клиент выразил свое удивление тем фактом, что хотя общеизвестно, что здесь превосходная почва для выращивания овощей, он не знал, что тоже самое относится и к фруктам, судя по большому размеру винограда, который он увидел на полу. На эту реплику бармен ответил следующим образом: «Незнакомец, это же глаза!» - результаты развлечений прошлого вечера.

-3

Тем не менее, за два визита в Бентон писатель не увидел ни малейшего признака насилия даже во время пьянок. Хотя судя по виду некоторых бентонианцев, ему не хотелось, чтобы они шлялись вокруг его лагеря ночью, когда лошади не имеют надежной охраны, или, чтобы встретить их в прерии без достаточных средств для защиты.

Если поселение становится постоянным и процветающим, будь то за счет торговли, добычи полезных ископаемых или сельского хозяйства, первые поселенцы продают свое недвижимое имущество, как только в городе заводится достаточное количество наличных денег, и уходят в поисках новых владений. Я знавал мужчин, которые провели целые годы, столбя прииски, строя ранчо и реализовывая нажитое за барыш или гроши, перемещаясь из Техаса в Монтану, иногда попутно путешествуя по Калифорнии.

Часто его сопровождают жена, дети и скотина. Он строит хижину, заселяется в нее с семьей, размещает свою свиту из крупного рогатого скота, лошадей, свиней и птиц в сарае только для того, чтобы в следующем году покинуть это место, как только будет обнаружено какое-то более удачное место.

Похоже, что среди этих бесхитростных людей никогда не бывает настоящих страданий. Их дети растут крепкими и невежественными, поголовье их скота и кур умножается по мере путешествия. Очередным этапом их маршрута может стать место, которое даст им пропитание на целый год за счет хороших пастбищ и выполнения контракта на поставку сена. Или же они могут пойти к месту, где вот-вот будет построен новый военный пост, где они смогут выращивать овощи для продажи войскам до того, как гарнизонный огород начнет приносить урожай.

Или же они могут застолбить участок в каком-нибудь действительно хорошем месте, где за ними быстро прибудут оседлые поселенцы. Но как только они увидят муку, бекон и табак и найдут в кармане немного денег для покупки виски и одежды, которых хватит на год вперед, они снова уйдут - не как цыгане, которые часто возвращаются, а как Вечный Жид, преследуемый ангелом-мстителем, гонящим их от любого соседства со спокойными, уравновешенными людьми.

-4

Их скарб загружен в «шхуны прерий», так называются их фургоны, и они движутся легкими переходами, редко разбивая на ночь палатку, женщины спят в фургонах, а мужчины ночуют на земле под ними. Травы для скотины много, погода стоит отличная. Особой спешки и беспокойства нет, нужно только куда-то добраться, чтобы успеть до зимы срубить хижину и навес для инвентаря.

Продолжение о других типажах Дикого Запада будет в одном из следующих блогов. Читайте также в рубрике "Кто есть кто на Диком Западе" - Проститутки / Сквомены/ Тихушники и выжигатели/ "тормоза" и "свингеры"