(Virtuality, 2009, США)
"Виртуальность" - это первый неудачный, если не считать спорный блинкомовый дебют "Очень дикие штучки" (1998), режиссёрский опыт Питера Берга ("Сокровища Амазонки", "Королевство", "Хэнкок", "Уцелевший", "Морской бой", "22 мили" и др.). Неудачный и - малоизвестный, что, конечно, взаимосвязано.
Впрочем, винить в этом одного лишь Берга будет огульно и подло. Изначально он подрядился снять пилотную серию для грядущего сериала телеканала Fox. Только рейтинги у неё были настолько жиденькими, что проект закрыли, едва он высунул нос на экраны. А из готового двухчасового материала выстрогали вот это полуторачасовое кино. Из которого при всём старании вряд ли получился бы леденец на палочке. Куда вероятнее - то, что, насаженное на палочку, выглядит уже далеко не аппетитно, да и без палочки тоже.
Но больше всего в "Виртуальности" удручает финал. Где по факту нам хотят втюхать грубый обрыв сюжета как стильный, типа-философский поворот "Догадайтесь сами, чем это закончилось".
Только их хотелки разошлись с суровой реальностью, ведь финал-то всё равно не перестал быть халтурным, наскоро подкрашенным обрубком. Вот почему рейтинги средней паршивости у фильма на Кинопоиске и IMDb - это именно из-за отсутствия у него грамотного окончания, а не за его историю как таковую.
Впрочем, если такое положение дел кажется вам терпимым, вас ждёт скромная, но симпатичная космическая фантастика с дюжиной разнообразных героев и детективной интригой.
Что все они забыли на подлёте к Нептуну, через полгода после того, как их корабль "Фаэтон" покинул Землю?
Да просто ей, старушке, опять поплохело, и человечество отправило на разведку к звезде Эпсилон Эридана группу искателей новой Земли. Которым и предстояло вот-вот решить, как быть дальше: либо врубать супердвигатели и 10 лет мчаться к цели без шанса повернуть назад, либо сдаться, вернуться на Землю и развести руками - "ну не шмогла я, не шмогла", с кем не бывает.
Вторая сюжетная особенность, которая была рассчитана на генерацию сюжетов для сериальных эпизодов: астронавты не должны были спать в анабиозе ближайшую десятилетку. Вместо этого им дали крутую систему виртуальной реальности. Где у каждого имелся свой персональный мирок для расслабона, но при желании они могли ходить в цифровые гости друг к другу.
И третья фишка: их полёт проходил в режиме живого цирка "Дом 2". Что транслировался на Землю и был там ныне самым рейтинговым телешоу всех времен и народов.
Как говорится, чтоб я так жил... на пути к Эпсилон Эридана!
Ан нет, не всё было столь гладко даже на "Фаэтоне" - острие технического прогресса современного человечества. Потому что завёлся в виртуальных мирах фаэтонцев цифровой герой-паразит, который начал жестоко убивать их аватаров. Что, разумеется, пугало всех до истерики и портило им отдых в своих укромных райских уголках.
И это - не говоря о массе проблем и конфликтов в реальности. Теми, что грозили поставить под угрозу всю эпическую миссию "Фаэтона" и лишить эриданцев счастья тоже однажды стать участниками галактического Дома-2...
***
В общем, если скомканные финалы кинофильмов оскорбляют ваше чувство прекрасного, тогда к "Виртуальности" Берга лучше не прикасайтесь
Тем не менее, даже снятая по принципу "с паршивой овцы хоть шерсти клок" (из несостоявшегося сериала хоть какое-то кино), картина всё равно не окончательно безнадёжна. По крайней мере в ней есть и интриги, и оригинальные ситуации, и лирика, и детектив, и всё это разыграно далеко не худшими актёрами с Николаем Костером-Вальдау во главе.
И жаль, конечно, что второй опыт Питера Берга в фантастике (после "Хэнкока") вышел столь неудачным, но, по сравнению с какой-нибудь свежатиной вроде этой, даже "Виртуальность" даст ей сто очков форы и оставит о себе гораздо лучшее впечатление.