«Золотой век» научной фантастики - период с тридцатых по пятидесятые года двадцатого века, когда этот жанр в буквальном смысле набрал вторую космическую скорость и вышел на прочную орбиту массовой читательской популярности. Одним из флагманов этого прорыва был Альфред Ван Вогт.
Ван Вогт — один из самых своеобразных и необычных фантастов поколения «отцов-основателей». От других современников его отличает совершенно безудержный полет фантазии и рубленый, «телеграфный» стиль произведений. Его творчество мало кого оставляет равнодушным — как правило, критики делятся на два противоположных лагеря, сторонников и противников. Почему? Попробуем разобраться на примере одного из самых известных романов Ван Вогта, «Путешествие «Космической гончей»».
На самом деле вышедший в 1950 роман представляет собой переработку четырех более ранних рассказов, начиная с первого литературного успеха Ван Вогта, рассказа «Черный разрушитель». Сквозной сюжет романа довольно прост, чтобы не сказать — примитивен: Земля отправляет в просторы космоса большую исследовательскую экспедицию на корабле, который, собственно, и называется «Космическая гончая» (явная отсылка к кораблю Beagle, на котором путешествовал Дарвин). Экипаж корабля состоит из ученых и военных, и они непрерывно отчаянно интригуют и борются за власть (что интересно, главу экспедиции избирают путем всеобщих выборов). В промежутках между интригами и разворачиваются четыре мини-сюжета из переработанных рассказов.
Я не стану пересказывать сюжеты, во-первых, чтобы не спойлерить, а во-вторых, потому что пересказывать сюжеты Ван-Вогта — дело неблагодарное. Почему? Да очень просто: сам по себе сюжет в его творчестве, как ни странно, занимает не самую главную роль. Главное у Ван Вогта — это идея. Именно вокруг калейдоскопа идей выстраивается все происходящее. В «Путешествии» таких идей несколько.
Во-первых, для каждой из четырех встроенных новелл это странная (и, само собой, враждебная) инопланетная форма жизни, причем одна из них, «икстль», явно послужила прообразом для «Чужого» Ридли Скотта. Ну и, само собой, фантазии Ван Вогта просто нет предела. Надеюсь, заинтриговал.
Во-вторых — это излюбленная Ван Вогтом тема: герой, владеющий какой-то супернаукой или особыми ментальными техниками, благодаря которым он справляется с любыми проблемами. В цикле о Гилберте Госсейне это была неаристотелева логика, в «Путешествии» - научная (точнее, межнаучная) дисциплина под названием «нексиализм», при помощи которой главный герой Эллиот Гросвенор преодолевает все кризисы.
Это, пожалуй, две главные идеи, но в романе их еще множество. Прежде всего, Ван Вогт всегда питал особое пристрастие к «вибрации». В большинстве его произведений в той или иной форме присутствует виброоружие, виброэкраны, тайники, открываемые при помощи особой вибрации, и тому подобное. Само собой, не обошлось без этого и в «Путешествии». Ну, у каждого свои маленькие слабости.
Ну и в качестве общего фона стоит упомянуть, конечно, теорию о цикличном развитии цивилизаций («летняя», «осенняя», «зимняя» фазы), и их типах: «крестьянская», «феллахская». Теории эти, конечно, очень упрощенные и крайне прямолинейные, но в этом весь Ван Вогт. Он никогда не вдавался в подробные описания научных и технических идей и даже характеров главных героев — именно в этом и заключается его неповторимый стиль, который так нравится его поклонникам, и за который его ругают критики.
К сожалению, отчасти как раз из-за особенностей прозы Ван Вогту не очень повезло с переводчиками. К тому же большая часть его произведений была переведена на русский в эпоху «партизанского» книгоиздания начала девяностых, когда с переводчиками не везло всем… Признаться, я не знаю, брались ли за массовое переиздание его творчества на русском языке в последнее время — если вы сориентируете меня, буду благодарен.
Потому что Ван Вогт, перефразируя надоедливую рекламу, этого достоин.
Читайте другие статьи о фантастах "золотого века" на канале:
"Пересадочная станция" Клиффорда Саймака