Интересное место, в котором рядом оказались непривычный для Ленинградской области пещерный храм и гораздо более распространенный «следовик».
Пещерных храмов в Ленинградской области не знаю. Вроде есть часовня в Саблинских пещерах, но ее оборудовали уже в наши дни. А вот про места, где реально жили монахи, как-то не доводилось слышать. Ближайший, конечно, Печерский монастырь за Псковом, но там уже совсем другая история…
Впрочем, один нашелся. Речь о Доложской пещере, недалеко от деревни Заручье (Сланцевский район). Говорят, что в XVIII веке там обосновался отшельник, уединившись для молитв, и это, пожалуй, все… Как звали и кем был этот пустынник, теперь уже узнать невозможно, но намоленное место стало привлекать паломников.
На рубеже XX века перед пещерой, на берегу речки Долгая, появилась Успенская церковь. Проектировал ее хорошо известный петербуржцам архитектор Николай Никитич Никонов, отлично разбиравшийся в традициях русского православного зодчества. Кстати, именно он проектировал примечательный «дом-пряник» на площади Островского в Петербурге, а также Церковь Казанской иконы Божьей Матери, которую видят все, кто проезжает мимо Зеленогорска.
К сожалению, каменный храм не сохранился – он пострадал в годы Великой Отечественной войны, а в 50-е годы окончательно разрушен. Сейчас от церкви остался только фундамент. А вот пещерный храм уцелел.
Поскольку дело было ранней весной, вода стояла высоко и скрыла еще одну достопримечательность – камень-следовик.
«Следовики» – достаточно частое явление в краях, где жили финно-угорские племена. Так называют камни с выемками в форме следа. Их почитали, боялись, связывали с ними мифы о языческих богах и легенды о христианских святых. В данном случае отметина на храме считается отпечатком ноги Богородицы, которая однажды явилась крестьянам.
А теперь заглянем в саму пещеру. Вход в нее не слишком заметный, проникнуть внутрь можно только на корточках, однако внизу вполне реально распрямиться.
Пройдя по узкому коридору, попадаешь в подобие зала. Высота потолка в некоторых местах превышает 2,5 метра, поэтому перемещаться там можно в полный рост. Внутри также находится озерцо с совершенно прозрачной водой.
Жизнь в пещере тоже есть :) Вот только ранней весной обитатели еще пребывали в спячке: несколько летучих мышей под потолком, паучки, мотыльки. Мы постарались их не тревожить – никто не проснулся.
Говорят, что вода проточная – она уходит через отверстие куда-то под землю. Ей даже приписывают целебные свойства, поэтому у одной из стен стоит скамейка с черпаками. Пол выложен кирпичами.
Стоит добавить, что с Богородицей здесь связана еще одна легенда, за достоверность которой, конечно, не поручусь, но... Выше по течению реки находятся руины водяной мельницы. Якобы владелец этих земель (по другой версии, его управляющий) хотел поставить мельницу ближе к пещере, невзирая на предупреждения умных людей. Строительство шло с трудом, а в одну из ночей вода и вовсе размыла каменную кладку. Мельницу перенесли и тогда уже благополучно достроили.
Ну, что еще сказать… Метрах в двухстах от пещерного храма поставлена церковь Иоанна Кронштадтского и восстановлен скит (он на первом фото). С монахами пообщаться не довелось, но богослужения там точно проводятся. А еще похоже, тут разводят форель и, возможно, где-то поблизости держат пчел, поскольку висело объявление о меде.
В общем, место интересное. Летом там, наверное, красиво, но добираться не подарок: настоящая глушь.
Также удалось выяснить, что 28 августа проходит крестный ход к Успенском скиту с молебном на развалинах старого храма.