Без преувеличения Луи де Фюнес, является одним из любимейших комедийных актеров наших зрителей. Луи пленил своей игрой сразу несколько поколений отечественных зрителей, его фильмы всегда были проводником в лагуну хорошего настроения, их массово смотрели и пересматривали. Именно к таким относится картина Эдуара Молинаро "Оскар".
Премьерный показ во Франции состоялся в 1967 году. Премьера фильма в Советском Союзе состоялась в 1968 году. По официальным данным, у нас фильм тогда посмотрели 27,5 миллионов зрителей. Но на самом деле эта цифра была намного больше, ведь кроме премьерного показа в кинотеартах, была масса повторных показов, включая летние кинотеатры, на территории большой страны, а это огромная зрительская аудитория. Для сравнения на втором месте по количеству зрителей посмотревших фильм, была Франция, где "Оскар" посмотрели 6,1 миллионов человек. Да, на Родине Фюнеса, так же были повторные показы фильма, но абсолютно точно, что Советский Союз был неоспоримым лидером по количеству просмотров комедии Молинаро.
Весь фильм был снят в павильоне студии "Булонь Бианкур", которая в те годы располагалась в пригороде города Париж.
А вот общие планы и кадры роскошного особняка Бертрана Барнье, снимали в небольшом городке Гарш, расположенном в 12 км от Парижа.
"Оскар" является экранизацией одноименной пьесы Клода Манье, надо отметить, что театральные постановки были весьма успешны, а главную роль в пьесе играл сам де Фюнес, зарекомендовав себя весьма способным театральным актером. Луи так же участвовал в написании сценария к фильму. Дело обстояло так, Жан Аллен написал оригинальный сценарий, а Молинаро и Фюнес вместе доработали его. На съемочной площадке фильма Луи так же внес весомый вклад в корректировку сценария, он по обыкновению много импровизировал, а многие реплики были придуманы им походу действа. Молинаро впервые работал с Фюнесом (вторая их совместная работа состоится в 1969 году, в картине "Замороженный"), и предоставил тому практически полную свободу действий. И то верно, негоже сдерживать комедийных дел мастера, который находясь в образе выплескивает на экран массу разнообразных эмоций. Управлять Фюнесом и подбивать его под определенные рамки не благодарное занятие, есть сценарий и текст, но только Луи знает, что необходимо его герою сделать на экране, чтобы эпизод получился смешным. Фюнес сам знал как создавать исключительный кинообраз, как изобразить радость и коварство, гнев и вину, как быть ужасным лицемером, и играя надменного персонажа, оставаться смешным.
Эмоциональный диапазон у Фюнеса запредельно разнообразный. Его главный герой Бертран Барнье, которого в одно не очень прекрасное утро посетил его же подчиненный Кристиан Мартен, вынужденно за один день переживает массу событий. Сценарий у фильма едва ли не превосходный, персонажи прописаны ярко и четко, искрометные диалоги комичны, а фразы произнесенные героями так, и просятся в цитатник. Здесь вам и тайна дверных ручек, капризная, и крикливая дочь Барнье, прыщавый барон, интригующая пропажа шофера, недалекий и забавный массажист Бертрана, и конечно же, "несметные сокровища", сокрытые в чемоданчике.
У Фюнеса здесь ключевая роль в поднятии настроения зрителей, и с этим он справляется великолепно, достаточно лишь прочитать отзывы - воспоминания наших зрителей, которые тогда заполнили кинотеатры и стали свидетелями "безумного, насыщенного на события, дня Бертрана Барнье". Зрители говорили о том, что смеяться уже не было сил и в приступах смеха, кто-то пытался отвести взгляд от экрана, чтобы на мгновенье передохнуть. Были те кто рассказывал, от смеха сводило живот, и ручьем лились слезы радости. Были даже те кто в прямом смысле выпадал из кресла кинотеатра.
Замечу, что у нашего зрителя было дополнительный и весомый бонус, в виде неповторимого дубляжа в исполнении Владимира Кенигсона. Его озвучка - это отдельный вид киноискусства, за которое его благодарил лично маэстро Фюнес, который в сове время услышав дубляж Кенигсона, написал Владимиру Владимировичу, письмо с благодарностью.
В общем получилась действительно смешно. Гремучая смехотворческая смесь: Бертран Барнье: Луи Де Фюнес + голос Кенигсона = блестящий шедевр. Несколько поколений отечественных, рассмешенных зрителей, не дадут соврать. В СССР, в 1986 году был организован повторный прокат фильма, с показом в кинотеатрах. В 90-е годы фильм невероятно часто показывали на телевидении, с тем самым дубляжом, от советских мастеров. "Оскар" - без преувеличения выдающаяся ситуационная комедия, которая прошла проверку временем и зрительским интересом. "Оскар" - комедия, которую смотришь на одном дыхании, а без малого полтора часа экранного времени, пролетают незаметно. Луи де Фюнес и его Бертран Барнье - это вулкан эмоций, который в процессе извержения на экране массово заряжает позитивом.
Фильм не имеет принципиальной привязки ко времени, и потому и сейчас смотрится с интересом. Так что для тех кто, по какой-то причине, еще не ознакомиться с творением Эдуара Молинаро "Оскар", самое время отложить дела в сторону и узреть на экране комедию, которая в свое время лихо веселила наших предков, в кинотеатрах большой страны.