138 подписчиков

Полоцкая оборона (1941)

303 прочитали

Оборона Полоцка - боевые действия (оборона) советских войск в июле 1941 года. В районе Полоцка с использованием укреплений Полоцкого фортификационного района протяженностью 56 км, в ходе которых защитники города смогли значительно замедлить темп вермахта. операции. наступать и нанести значительный урон их элитным моторизованным частям, облегчая обороняющимся бой под Смоленском. Полоцк был важным коммуникационным узлом, захват которого значительно облегчил снабжение немецких дивизий. Это часть Смоленской битвы.

Начало обороны Полоцка

3 июля 19-я немецкая танковая дивизия генерал-лейтенанта О. фон Кнобельсдорфа в ожесточенном бою очистила южный берег Западной Двины в районе города Дисна и на следующий день при поддержке авиации. , занял плацдарм. Однако действовавшая справа немецкая 18-я моторизованная дивизия столкнулась с оборонительными сооружениями Полоцкого укрепрайона в районе Ветрино и Фариново и была арестована - здесь 174-я стрелковая дивизия комбрига А.И.Зыгина, руководившего обороной Полоцкого укрепрайона. области, заняли оборону.

Оборона Полоцка - боевые действия (оборона) советских войск в июле 1941 года.

Все атаки штурмовиков были отражены. Хот усилил атаку, вызвав 14-ю моторизованную дивизию, прибывшую из Минска. Затем Зыгин, создав мобильный отряд из большого количества грузовиков, орудий и пехотного батальона, стал перебрасывать его на наиболее опасные участки обороны. Командовал им капитан А.И. Кочнев. Этот отряд был особенно полезен при разблокировке наших дотов, окруженных немцами, и при выполнении разведывательных заданий, которые затем позволяли им уничтожать вражеские части и их боевую технику прицельным огнем батарей.

Оборона Полоцка - боевые действия (оборона) советских войск в июле 1941 года.-2

Столкнувшись с упорным сопротивлением в направлении Полоцка, 18-я моторизованная дивизия вермахта вообще отказалась форсировать Западную Двину. Немецкая 14-я моторизованная дивизия была переброшена из Минска в Полоцкий район.

С 5 июля советские войска 22-й армии (98-я, 112-я и 174-я пехотные дивизии) безуспешно контратаковали противника в районе Дисны, который, в свою очередь, пытался увеличить начальную часть моста, захваченного 4 июля. Два дня немцы обстреливали артиллерийские позиции и обстреливали позиции защитников Полоцка с воздуха.

7 июля немецкие войска вошли в контакт с 22-й армией на всем участке ее обороны.

Оборона Полоцка - боевые действия (оборона) советских войск в июле 1941 года.-3

7 июля около тридцати немецких танков 19-й дивизии перешли в наступление восточнее Дисны, шёл бой. 174-я стрелковая дивизия комбрига А.И.Зыгина отразила атаку, захватив танк и два броневика противника, входившие в состав мобильного отряда.

8 июля были отражены очередные попытки противника расширить плацдарм в районе Дисны. В то же время 126-я пехотная дивизия, переброшенная сюда накануне, понесла большие потери в результате ожесточенных боев.

8 и 9 июля немцы пытались прорваться у Борковичей, но были отброшены артиллерийским огнем. Лейтенант Сыроватский записал в дневнике, что за два вечера только одна из его батарей выпустила по врагу 442 снаряда.

Пехотные дивизии правого фланга группы армий «Север» прорвали позиции укрепрайона в районе Себежа, но прибывший в район боевых действий заместитель командующего Западным фронтом генерал-лейтенант А.И. Еременко сумел стабилизировать обстановку.

В этот день немецкая 20-я танковая дивизия 39-го моторизованного корпуса, переброшенная из-под Минска, форсировала Западную Двину в районе Уллы и прорвалась в направлении Витебска.

11 июля 22-й армии, продолжавшей ожесточенные бои с превосходящими силами противника, обтекающими фланги Себежского и Полоцкого УР, приказано: 51-му стрелковому корпусу подготовить новый рубеж обороны, а 62-му стрелковому корпусу - с основными силами. (оставив не более одного стрелкового полка и гарнизона) во взаимодействии с 19-й армией ликвидировать прорыв немцев в районе Уллы.

Однако основные силы 62-го стрелкового корпуса оставались скованными действиями противника. Ее 174-я пехотная дивизия отчаянно оборонялась на рубеже Полоцкого УР и пыталась исправить положение в районе прорыва немецких войск у Боровухи.

Оборона Полоцка - боевые действия (оборона) советских войск в июле 1941 года.-4

Окружение и захват Полоцка

Немецкое командование планировало окружить группу советских войск Полоцк-Невельск прилегающими флангами групп армий Север и Центр. Против 6 стрелковых дивизий 22-й советской армии, двух корпусов 16-й полевой армии группы армий Север (2-й и 50-й) и 3-й танковой группы (23-й армейский корпус - 3-я пехотная дивизия, 57-й моторизованный корпус - 1-я бронетанковая дивизия. и 1-я моторизованная дивизия). В районе Уллы Западную Двину форсировали три дивизии 39-го моторизованного корпуса.

Оборона Полоцка - боевые действия (оборона) советских войск в июле 1941 года.-5

12 июля 57-й немецкий моторизованный корпус 3-й танковой группы в Готе (19-я танковая и 14-я моторизованные дивизии) атаковал 22-ю советскую армию с плацдарма в районе Дисны и прорвал фронт. 19-я танковая дивизия перешла в наступление на северо-востоке, захватила Дретун, захватила советскую базу снабжения и на следующий день продолжила наступление на Невель, но оборонявшиеся здесь части 2-й эскадрильи 22-й армии (48-я бронетанковая дивизия) , отложил это. Продвижение 18-й моторизованной дивизии было замедлено атакой советских частей 62-го корпуса, идущих со стороны Полоцка.

Между тем давление немецких войск на фронте 22-й армии усилилось. 15 июля 23-й германский армейский корпус занял левую сторону Полоцка, а в ночь на 16 июля его части вошли в правую часть города. Ранее советские войска взорвали все три моста через р. Западная Двина. В тот день 19-я танковая дивизия вторглась в Невель. Им была представлена ​​12-я пехотная дивизия Северной группы армий.

6-й армейский корпус немцев (2 стрелковые дивизии) подошел к правому флангу 23-го корпуса и участвовал в прорыве УР Полоцка.

Под угрозой окружения был отдан приказ об отходе 22-й армии, но некоторые долговременные оборонительные структуры Полоцкого УР продолжали сражаться до 19 июля.