Найти тему
Русский анализ книг

Когда на всё хватает - лишнего не надо. За что Сталин любил конструктора Ильюшина

Как я упоминал в предыдущей статье, Сергей Владимирович Ильюшин был единственным человеком в СССР, получившим целых 7 сталинских премий. Безусловно, он был выдающимся авиаконструктором и заслужил эти награды делом, но, думается мне, что Сталин любил и выделял его не только за его труды, но и за человеческие качества.

Отличительной чертой Ильюшина была его принципиальность. Под начальство не подстраивался, говорил что думал. Когда он не был согласен с решением Сталина запретить конструкторам летать, он без всяких обиняков писал Сталину: «Я с вашим решением не согласен». Когда военные требовали модифицировать его Ил-2, он упирался и звонил в Кремль: «Я конструктор этого самолета, и категорично отвечаю перед Родиной!» И вопреки всяким байкам о сталинской нетерпимости, упертого и принципиального Ильюшина Сталин любил и уважал.

Обратите внимание, левая бровь Ильюшина значительно выше правой. Это следствие аварии, в которой он едва не погиб, и в которую попал будучи за штурвалом самолета. Именно после этого случая Сталин запретил конструкторам летать.
Обратите внимание, левая бровь Ильюшина значительно выше правой. Это следствие аварии, в которой он едва не погиб, и в которую попал будучи за штурвалом самолета. Именно после этого случая Сталин запретил конструкторам летать.

Но главное, что выделяло Ильюшина среди других - он всегда думал об интересах государства (слова избитые, но в его случае это действительно так), а сам жил просто и скромно.
Вот что мы узнаем об Ильюшине из книги Ф.Чуева:

«Он стремился делать самолеты, которые быстро бы окупались, приносили максимальный доход государству, много летали и долго морально не старели, – говорит В.Н. Семенов [сотрудник ильюшинского ОКБ]. – Вот эта главная цель и определила основное направление всей нашей работы».
Он не раз повторял, что страна наша богатая, но не расточительная, и у нее много неотложных расходов. Мы можем сделать дорогой самолет, и промышленность будет его строить, но это останется на нашей совести. Если мы сможем сделать такой же самолет, но хоть немного дешевле, мы обязаны это сделать. Хорошая конструкция – это конструкция дешевая, а дешевая – значит, простая, но не примитивная...
Понимая, что никакими распоряжениями добиться желаемой простоты невозможно, он, не жалея сил, прививал конструкторам вкус к простому решению, ценил такие решения и давал советы, как этого надо добиваться. Простая конструкция, говорил он, это малодетальная конструкция, и детали ее выполнены методом литья, штамповки, прессования.
...Его за глаза называли Хозяин, и это не случайно. Он берег карандаш, лист бумаги, берег время сотрудников. Такое же отношение к производству, к самолету...
Сергей Ильюшин с сотрудниками своего ОКБ.
Сергей Ильюшин с сотрудниками своего ОКБ.
...Терпеть не мог роскоши, швыряния деньгами и жил замечательно скромно.
В правительстве обсуждался вопрос, что такие люди, как Ильюшин, должны жить на полном государственном обеспечении. Он отверг это.
И на работе было так же: «Зачем нам двухэтажное здание? Мы и в одноэтажном поместимся! Что вы, ребятушки, обойдемся, это же денег стоит!»
Мало кто на его месте так поступал. А ведь это было, когда и авиация была в почете, и он был самый уважаемый в стране конструктор.

Надо сказать, что такой рачительный подход к делу и то, что он не пользовался своим высоким положением, многим работникам казалось странным:

«Ильюшин на деле претворял в жизнь известный потом лозунг „Экономика должна быть экономной“. Он экономил на всем, – говорит А.В. Шапошников. – Когда я стал директором завода, я заимел огромный зуб на Ильюшина, потому что у нас не было летной базы в Жуковском, стоял один фиговенький сарай. А у Туполева дворцы. Почему Ильюшин ничего этого не сделал? Что ему стоило снять трубку и сказать Сталину, зная, насколько, мягко говоря, напорист в этом отношении Туполев?
Сейчас нам ставят в укор то, что туполевская фирма в два раза больше, чем наша. А Ильюшин всю жизнь гордился, что имел людей в четыре раза меньше, чем у Туполева, выполнял не меньше интересных и сложных заданий, и самолеты строил не хуже. Об этом забывают».
Он говорил: я государственный человек, и главный наш девиз: «Малыми силами – большие дела!»

Но дело, как вы понимаете, тут не в скупости. Логика Ильюшина проста: если у него хорошая квартира, а денег на всё хватает, то зачем ему еще и полное гос. обеспечение? Если его конструкторское бюро строит лучшие в мире самолеты в нынешних условиях, то зачем ему раздувать штат и строить дворцы?

«Не надо», - говорил Ильюшин. Потому что превыше всего интересы государства, а лишние преференции и льготы - ни к чему.

 Сергей Владимирович Ильюшин
Сергей Владимирович Ильюшин

И даже деньги с тех самых сталинских премий, которых он получил больше всех в истории, он тратил, например, так (пусть мелочь, но всё же):

Просят избиратели [Ильюшин по совместительству был депутатом], детей устраивал в санаторий и свои деньги давал на дорогу.
Во время войны подойдет, детям конфет передаст. Когда в Дилялево приезжал после войны, обязательно скупал все, что можно скупить не на карточки, привозил деревенским ребятишкам.

Или так (из открытого письма Сталину, опубликованного в газете «Известия»):

Дорогой Иосиф Виссарионович!
Желая помочь нашей героической Красной Армии быстрее разгромить и уничтожить немецко-фашистские банды, я внёс в Московскую областную контору Госбанка 75 000 рублей и 1 февраля 1943 года внесу ещё 35 000 рублей на строительство авиасоединения «Москва».

Эх, читатель, нам бы сейчас таких руководителей. Но вот только капитализм таких не производит. А если говорить точнее, капитализм производит антиильюшиных, которые при любом удобном случае хапают как можно больше, и которым всегда мало. Расскажи этим людям, что надо жить как Ильюшин, они только рассмеются в ответ. Хотя они, со всеми своими яхтами, дворцами и футбольными клубами, и ногтя его не стоят.

В этой статье я привел лишь малую часть эпизодов, характеризующих Ильюшина как человека. В книге Ф.Чуева его личность раскрывается куда полнее, и я надеюсь, читатель, что ты ее прочитаешь. Подытожить же разговор об Ильюшине я хотел бы вот этой цитатой:

Не был он человеком Чего Изволите. Он был лидер, и его организация напоминала модель крепкого государства. Потому и государство было мощным, что оно состояло из таких цементирующих организаций. Сам Ильюшин, как и Сталин в масштабе страны, работал больше других, был примером для других – не отнимешь. И разговаривал одинаково и с уборщицей, и с премьер-министром...

Уважение выдающемуся советскому человеку Сергею Ильюшину. В завершение добавлю, что у меня до знакомства с его биографией уже была к нему стойкая симпатия, которую я вынес из знакомства с его фотографиями. Это, конечно, субъективное, но... посмотрите на Ильюшина. По-моему, что-то чёткое и принципиальное - цепляющее глаз - в нем определенно есть.

Выдающийся советский авиаконструктор Сергей Ильюшин.
Выдающийся советский авиаконструктор Сергей Ильюшин.

Автор Дмитрий Русский.
Ваши лайки и комментарии выводят публикацию в топ.
Читайте также: «Я измучился до предела». Как конструктор Ильюшин жил неделю у Сталина.