Эта статья адресована родителям, которых беспокоит развитие речи малыша. Если Вы читаете нормы развития и Ваш малыш в них не укладывается. Или просто все знакомые малыши уже: «читают стихи», «говорят фразы», «выговаривают все звуки». Обязательно прислушайтесь к своему беспокойству!
Чего точно не надо делать: писать на форумы и следовать советам вроде: «Он же мальчик, ждите», «Чего вы хотите, она еще совсем маленькая», «У дочери подруги моей племянницы было все точно так же, они ничем не занимались, никакого обследования не проходили. Все прошло само, сейчас она управляет банком, защитила докторскую диссертацию и подумывает стать космонавтом. И у тебя будет так же».
Помните, что мама с папой – самый чувствительный прибор, настроенный на малыша, и если Вас что-то беспокоит в развитии - обязательно надо проверить, есть ли для этого объективные причины.
Итак, куда и к кому обращаться, если беспокоит развитие речи малыша?
Прежде всего: к неврологу, оценить состояние нервной системы и особенности тонуса, в т.ч артикуляционного аппарата ребенка.
При выраженных задержках развития речи или выраженном искажении речи – к сурдологу и обязательно сделать аппаратное исследование слуха (аудиограмма).
Логопед! Почему-то, несмотря на вроде бы очевидную связь: нарушение речи – надо идти к логопеду, не всегда родители приходят к логопеду на обследование. И часто ходят на всевозможные процедуры, вместо того, чтобы обследовать ребенка, выяснить причину нарушений речи и начать целенаправленные занятия.
Логопед на диагностике проверит состояние речи ребенка и разберется, что является причиной нарушения речи ребенка. В соответствии с этим предложит план коррекционной работы.
Если у ребенка есть нарушение социального взаимодействия, вы обращаете внимание на особенности контакта ребенка с другими людьми, то необходима консультация психиатра. Также работают с такими нарушениями специалисты по прикладному анализу поведения (анализируют причины нежелательного поведения и составляют план работы, если такое поведение есть. Составляют и реализуют подробнейшийц план обучения ребенка различным навыкам) и клинические психологи.
Если Вам кажется, что у ребенка есть отставание не только речевого, но и интеллектуального развития – надо обращаться на консультацию к клиническому психологу или дефектологу.
Всем во время и грамотно проведенной диагностики, во время выявленных трудностей и грамотной коррекции!