Первая мировая война — один из самых кровопролитных военных конфликтов в истории человечества, который радикально отличался от войн прежних эпох. Пять лет солдаты враждующих империй сражались на фронтах всего мира и погибали в битвах миллионами. Флоты воюющих стран также активно участвовали в боях, стараясь всеми силами повлиять на исход мировой бойни.
Мы не одобряем решение политических проблем "военными средствами", но считаем, что знание о происходящих событиях, в том числе и о потерях сторон, позволят избежать такого безумия. В наших следующих публикациях постараемся представить сведения о потерях одного из участников мировой войны - кайзеровской Германии, в частности, о потерях ее флота. Эти публикации преследуют две цели: первая вспомнить о понесенных потерях корабельного состава, вторая - с помощью читателей, уточнить некоторые сведения, которые может быть представляются ошибочными. Еще одна цель - вспомнить небольшие корабли и суда, которые воевали и также погибли, но не снискали ни славы, ни памяти.
Будем рады обсуждению, замечаниям и пояснениям, разумеется в приличной форме.
1914 год
Август
26 - Легкий крейсер "Магдебург" выскочил на камни в устье Финского залива у Оденсхольмского маяка и, по данным А.А.Шишкова, был уничтожен артиллерийским огнем русских крейсеров "Богатырь" и "Паллада" (погибло 15 человек, по данным А.А.Шишкова). По другим данным - корабль уничтожен экипажем, после того как была установлена невозможность снять с рифов корабль и ввиду появления кораблей противника.
По данным К.П.Пузыревского, "... крейсер "Магдебург" следовал в кильватере "Аугсбурга" на дистанции 2 кбт. ... В сплошном тумане корабли не имели возможности точно определить свое место, и 13 (26) августа в 13 часов крейсер "Магдебург", меняя курс и описывая при этом циркуляцию на 15-узловом ходу, вылетел на риф в северо-северо-западной части острова Оденсхольм.... Корабль, имея крен на левый борт до 15 градусов, остановился, и его нос поднялся на 1,5 м вверх. Командир корабля, пытаясь возможно скорее снять крейсер с рифов без посторонней помощи, дал машинам полный ход назад, но корабль по -прежнему оставался на камнях. Желая увеличить дифферент на корму, командир приказал перенести из носовых погребов на ют 160 -105-мм снарядов. Затем для облегчения корабля стали выбрасывать из угольных ям за борт уголь, отдали якоря, вытравили за борт якорные канаты, выгрузили стальные перлини, рельсы для мин, снятые с палубы, двери боевой рубки и водонепроницаемых переборок... Все перечисленные работы были выполнены за 7 ч.30 мин. Дальнейшие попытки сняться с рифов также не увенчалась успехом..."
Командир крейсера по команде флагмана сделал попытку высадить десант на Оденсхольм для уничтожения радиостанции и маяка, но атака была отбита ружейным огнем русских. Крейсер обстрелял маяк, выпустив 120 снарядов из орудий правого борта, разрушил маяк, но сообщение о немецкой кораблей было передано. Подошедший к крейсеру со стороны кормы эсминец V-26 завел буксир и предпринял попытку снять крейсер с рифов. Попытка не удалась.
По данным К.П.Пузыревского: "... Внешняя обшивка корпуса и внутренне дно были повреждены, три отсека оказались затопленными водой, причем ее уровень доходил до броневой палубы. Вода в небольшом количестве поступала в носовое котельное отделение, но повреждения в нем удалось заделать. В остальных КО воды не обнаружили, но междудонные отделения под КО и МО были также затоплены. Командир "Магдебурга", убедившись, что корабль находится в безнадежном состоянии, решил приготовить корабль к взрыву. Он приказал заложить патроны в погреба, где хранились зарядные отделения торпед, с таким расчетом, чтобы разрушить корабль до полной его непригодности к дальнейшему использованию противником. Перед оставлением корабля экипажем командир "Магдебурга" приказал открыть в МО кингстоны, а затем позаботиться передать секретные документы на один из миноносцев...."
Часть экипажа крейсера было переправлено на миноносцы, другая часть - вплавь добиралась до берега. Вскоре, как рассеялся туман, к острову подошли два русских крейсера, которые открыли огонь по «Магдебургу». Командир немецкого крейсера, увидев приближение русских кораблей, поджёг бикфордов шнур, соединенный с зарядным отделением. Сильным взрывов минного погреба носовая часть крейсера до фок-мачты и носового КО были разрушены.
Немецкий крейсер представлял собой сплошные развалины в носовой части, но русское командование решило осмотреть «трофей». Осмотр состоялся только 31 мая 1915 года.
По данным К.П.Пузыревского: «…во время осмотр было установлено, что корма корабля до заднего мостика и левая половина палубы до задней трубы находятся под водой, имея сильные разрушения. Носовая часть крейсер до 65 шп с правого борта и до 60 шп. с левого борта была совершенно разрушена взрывом, действием волн во время штормов и напором льдов в течение зимы.
Наружная обшивка левого борта была разрушена до 55 шп., в нижней части корпуса от 48 шп., и все переборки угольных ям левого борта оказались совершенно уничтоженными. Все надстройки верхней палубы, трубы до кожухов были также сильно повреждены, особенно с левого (наветренного) борта, часть горловин верхней палубы снесло в море.
… Количество пострадавших на крейсере точно не установлено. В плен сдались два офицера и 54 матроса.»
Источники:
Шишков, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг. - СПб, 1996, 104 с.; Озаровский, Н. Ю. Германские потери на море от действий русского флота в 1914-1917 гг.- М-Л.: Военмориздат, 1941.; Гибсон, Р. Германская подводная война /Р.Гибон, М.Прендергаст. - М.: Воениздат, 1938.; Пузыревский, К. Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы. /К.П.Пузыревский. - СПб.: Издатель Леонов, 2001. - 216 с.