Почему человек не может жить всё время спокойно и счастливо? Почему мы вынуждены терпеть скорби? Об этом рассуждали священнослужители Димитрий Смирнов, Андрей Ткачёв и богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
Никак не получается без скорбей. Без скорби невозможно. Ведь даже воспитание детей без скорбей не происходит — и для мамы, и для самого ребёнка. Как трудно маленькому человеку против каких-то своих желаний идти. Трудно? Трудно! Но это же и хорошо. Возьмём человека, который мышцы свои регулярно тренирует. Трудно ему? Трудно. Потеет? Потеет. Время на это надо? Надо. Волю на это надо? Надо. Зато будут мышцы сильные. И вообще, что в жизни даётся легко? Всё даётся трудно.
Люди часто спрашивают: молюсь-молюсь, а толку нет. Бывает так, что молиться надо долго, потому что скорбь попускается Богом, чтобы человек приобрёл для своей души некоторые драгоценные сокровища. А есть вещи, которые моментально не решаются. Вот купили мальчику скрипочку, и он сразу на ней заиграет? Пятнадцать лет надо учиться, чтобы заиграть.
А бывает так, что человек от скорбей впадает в уныние. Но Богу не уныние нужно. Просто человек упорствует: я хочу; мне надо; ты мне обеспечь. А Бог хочет человека избавить от капризов. Ты сыт? Одет? Обут? Папа и мама есть? Крыша есть? Что тебе ещё надо? Половина народа на земле ложатся спать голодными. Что не так? Тут обидели, тут не так посмотрели, прошли и не заметили.
Человек из всего делает скорбь. Этого на доску почёта вывесили, а меня нет. Человек почему-то думает, что он всё делает правильно, а начальство почему-то недовольно, всё время придирается. Начальству кажется, что он ничего не делает, а тому кажется, что он устаёт. К сожалению, так бывает, что человек думает, что все ему должны.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Дело в том, что мы очень часто понимаем страдания как наказание. А этот вопрос вращается вокруг двух понятий, которые подчас смешиваются в нашем сознании: любовь и справедливость. Многие понимают Бога, как справедливость, как высшую правду. Это было желанием всего ветхозаветного человечества. Христианство в своё время заявило о беспрецедентной вещи. Бог — не справедливость, а любовь.
Справедливость и любовь — это совершенно разные вещи. К примеру, если родители будут поступать по отношению к детям справедливо, то что вырастет из этих детей?
Люди очень часто недоумевают, почему Бог попускает страдания праведникам? Надо посмотреть на внутренний мир человека.
Я часто привожу этот пример. В шестом веке в Византийской империи власть захватил жестокий военачальник по имени Фока, который публично казнил императора и его сыновей. Один святой человек всю ночь молился с вопросом: «Господи, за что же это послано нашему православному народу? Здесь столько церквей, монастырей, монашеств… За что нам такое наказание? И ему под утро был ответ: «Искал худшего, но не нашёл». И монах понял, что смотрел на внешнюю сторону церковной жизни, на, так называемое, благолепие. Но забыл о том, что христианство измеряется не этими вещами, а — степенью любви человека к человеку. И понял этот святой, почему появился этот Фока. Так подчас происходит и с праведниками. Внешне — праведники, а внутренне...
А те, кто были истинными праведниками, относились к своим обидчикам с любовью. И даже жаждали претерпеть скорби. Потому что знали, насколько они несовершенны, и хотели хотя бы этим малым страданием показать свою благодарность и свою любовь ко Христу.
Андрей Ткачёв, протоиерей:
Если человек сотворён только для земной жизни, то его жизнь должна быть как конфетка. Но если он не только для земной жизни создан, тогда земная жизнь должна быть предбанником, экзаменом, приготовлением, школой молодого бойца. И тогда настоящая жизнь встречает его готового. Поэтому, если только здесь, то нужно счастье и благо — всем и всегда. А если не только здесь, тогда нужно и поболеть, и потерпеть, и поплакать, и пострадать.
Я стою на второй позиции. Есть не только этот мир. Есть иной мир, грядущий. И, исходя из этого, нужно смотреть на то, что происходит здесь сегодня. Вот говорят, без бука нет науки. Раньше всегда наказывали учащихся, потому что без этого не освоишь науку.
Так же и в жизни. Господь наказывает, дёргает за уши, бьёт по рукам… Раньше батьке руку целовали в знак благодарности за науку. А сейчас такие все неженки. Как они будут жить? Как?
Земля — это приготовление. Здесь можно и поболеть, и поплакать, и пострадать. И дальше жить смиренно. Некоторые настолько убеждены в своём избранничестве, что им нужно, чтобы задрожала земля, чтобы они, наконец, поняли, что они здесь — не самые главные.
Ещё статья: Как правильно пройти через страдания? Объясняет профессор Алексей Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий протоиерей дмитрий смирнов смирение молитва
молитвабогу алексей ильич осипов протоиерейандрейткачев