Песни вокального квартета The Stylistics рассказывают о 70-х не меньше, чем классические альбомы групп и авторов-исполнителей того же десятилетия . В них отражены расцвет, застой и упадок, а главное, эмоциональный фон эпохи, чьи последние свидетели и современники встречаются всё реже. Причем, каждый период заслуживает переоценки или, как минимум, внимания.
Эти голоса неземной чистоты и силы прозвучали на весь мир, когда в эфире лидировал соул филадельфийского типа. "В эфире" еще не означает у нас в стране. Но, в данном случае агрессивное игнорирование равно безоговорочному признанию превосходства.
Несмотря на юный возраст участников и высокий тембр солиста, в манере The Stylistics чувствовалось самообладание и зрелость. С прямым указанием на таких корифеев фальцетного жанра, как Смоки Робинсон и The Impressions. Их было трудно спутать с теми же Jackson Five.
Отсутствовала и чрезмерная экспрессия религиозной окраски, присущая большинству черных вокалистов, чье детство прошло в церковном хоре.
Согласно африканской демонологии в аду царят холода, а у терзающих грешника бесов рожи не чумазые, а бледные.
Взамен ощущений удушья или озноба, квартет создает атмосферу комфортной прохлады, в которой никто не ежится и не потеет. И в этом искусственном климате людям живется комфортно, особенно, если они неравнодушны к друг другу.
Стоит также отметить готический оттенок отдельных композиций в репертуаре The Stylistics. Только это была сказочная готика-лайт, пригодная для использования утренних спектаклях для самых маленьких.
В некоторых присутствует щекочущий нервы элемент "саспенса, не доводящий тревожное ожидание до паранойи.
Баллады The Stylistics - будь то легковесная Rockin' Roll Baby или степенная Break Up To Make Up имели серьезных соперников со стороны сочинений Пола Уильямса и Джимми Уэбба, не заглушая одно другим вплоть до середины семидесятых.
Но это были сигналы с другой планеты. Песни, звучащие мимо.
Большую часть устойчивых хитов, наряду с полноценным "балластом" писали Том Белл и Линда Крид, которая с юных лет вела героическую борьбу с онкологией.
Некоторые из них исполнял Клод Франсуа, неравнодушный к саунду Филадельфии, блистательный "идол", умело сочетавший иронию и пафос.
До того, как фальцет был взят на вооружение гениальные Би Джиз и отчасти Роллинг Стоунз, эта манера пения не имела шансов на успех в обществе, где негласно господствуют тюремно-казарменные пристрастия и нравы.
Джентльмена, издающего подобные звуки , ожидали бойкот и брань, даже если его песня лидировала в хит-парадах свободного мира, намного опережая брутальный хард-рок, любимый стимулятор эмансипации портвешковых мачо с наколками и без.
Двусмысленный тест на "всенародную любовь" The Stylistics прошли безупречно, вместе с десятками своих зарубежных коллег.
Не малую роль сыграла и проблема произношения "стайлистикс" с ударением на первом слоге
В начале разговора мы обмолвились о периодах "застоя" и "упадка".
Они совпали со сменой продюсеров и переходом на другие лейблы.
Хьюго Перетти и Луиджи Креаторе, опекавшие великого Сэма Кука и, частично, Элвиса, делали ставку на сентиментальное ретро и пародийное диско в духе Джо Долана.
Хиты истощились, а лластинки продолжали выходить на одном лейбле с еще одним фальцетником - Донни Элбертом и Вэном МакКоем, ветераном-шестидесятником, великолепно вписавшемся в индустрию диско-бума.
Материал застойного периода принято заочно считать второстепенным и тусклым, а между тем, тот же Том Джонс записывал отличные песни, когда его виниловая карьера находилась в аналогичном состоянии. Лично мне "провальные" и успешные работы профессионалов любопытны и симпатичны в равной мере.
А тематический альбом Once Upon A Juke Box (переведем как "Жили-были синглы") - одно из лучших собраний романтической нетленки пятидесятых.
На пороге новой эры The Stylistics вернулись на филадельфийскую почву, выпустив два мощнейших альбома в лучших традициях TSOP, прежде чем отойти в сумеречную зону "бесполезных ископаемых", где их чтят и любят наравне с более и менее известными мастерами прошлых лет.
Не так давно отпраздновал именины Расселл Томпкинс-младший, чей голос лидирует в песнях, принесших квартету мировое признание.
В начале разговора мы загодя подчеркнули чистоту и ясность в числе главнейших черт этого чуда двадцатого века.
И частица сей чистоты, незамутненной плевками и окурками, передается слушателю независимо от того, к какому поколению он принадлежит.
Чистое искусство требует не жертв, а чистых голосов и чистого слуха.
Жертвы необходимы производителям и "закладчикам" суррогата, дурновкусия и фальши. Гоните их прочь.
HBD!
Russell Allen Thompkins Jr. (born March 21, 1951)