Найти тему
Бесполезные ископаемые

Фальцетная готика детства

Песни вокального квартета The Stylistics рассказывают о 70-х не меньше, чем классические альбомы групп и авторов-исполнителей того же десятилетия . В них отражены расцвет, застой и упадок, а главное, эмоциональный фон эпохи, чьи последние свидетели и современники встречаются всё реже. Причем, каждый период заслуживает переоценки или, как минимум, внимания.

Эти голоса неземной чистоты и силы прозвучали на весь мир, когда в эфире лидировал соул филадельфийского типа. "В эфире" еще не означает у нас в стране. Но, в данном случае агрессивное игнорирование равно безоговорочному признанию превосходства.

Несмотря на юный возраст участников и высокий тембр солиста, в манере The Stylistics чувствовалось самообладание и зрелость. С прямым указанием на таких корифеев фальцетного жанра, как Смоки Робинсон и The Impressions. Их было трудно спутать с теми же Jackson Five.

Отсутствовала и чрезмерная экспрессия религиозной окраски, присущая большинству черных вокалистов, чье детство прошло в церковном хоре.

Согласно африканской демонологии в аду царят холода, а у терзающих грешника бесов рожи не чумазые, а бледные.

Взамен ощущений удушья или озноба, квартет создает атмосферу комфортной прохлады, в которой никто не ежится и не потеет. И в этом искусственном климате людям живется комфортно, особенно, если они неравнодушны к друг другу.

Стоит также отметить готический оттенок отдельных композиций в репертуаре The Stylistics. Только это была сказочная готика-лайт, пригодная для использования утренних спектаклях для самых маленьких.

В некоторых присутствует щекочущий нервы элемент "саспенса, не доводящий тревожное ожидание до паранойи.

Баллады The Stylistics - будь то легковесная Rockin' Roll Baby или степенная Break Up To Make Up имели серьезных соперников со стороны сочинений Пола Уильямса и Джимми Уэбба, не заглушая одно другим вплоть до середины семидесятых.

Но это были сигналы с другой планеты. Песни, звучащие мимо.

Большую часть устойчивых хитов, наряду с полноценным "балластом" писали Том Белл и Линда Крид, которая с юных лет вела героическую борьбу с онкологией.

-2

Некоторые из них исполнял Клод Франсуа, неравнодушный к саунду Филадельфии, блистательный "идол", умело сочетавший иронию и пафос.

До того, как фальцет был взят на вооружение гениальные Би Джиз и отчасти Роллинг Стоунз, эта манера пения не имела шансов на успех в обществе, где негласно господствуют тюремно-казарменные пристрастия и нравы.

Джентльмена, издающего подобные звуки , ожидали бойкот и брань, даже если его песня лидировала в хит-парадах свободного мира, намного опережая брутальный хард-рок, любимый стимулятор эмансипации портвешковых мачо с наколками и без.

Двусмысленный тест на "всенародную любовь" The Stylistics прошли безупречно, вместе с десятками своих зарубежных коллег.

Не малую роль сыграла и проблема произношения "стайлистикс" с ударением на первом слоге

В начале разговора мы обмолвились о периодах "застоя" и "упадка".

Они совпали со сменой продюсеров и переходом на другие лейблы.

Хьюго Перетти и Луиджи Креаторе, опекавшие великого Сэма Кука и, частично, Элвиса, делали ставку на сентиментальное ретро и пародийное диско в духе Джо Долана.

Хиты истощились, а лластинки продолжали выходить на одном лейбле с еще одним фальцетником - Донни Элбертом и Вэном МакКоем, ветераном-шестидесятником, великолепно вписавшемся в индустрию диско-бума.

Материал застойного периода принято заочно считать второстепенным и тусклым, а между тем, тот же Том Джонс записывал отличные песни, когда его виниловая карьера находилась в аналогичном состоянии. Лично мне "провальные" и успешные работы профессионалов любопытны и симпатичны в равной мере.

А тематический альбом Once Upon A Juke Box (переведем как "Жили-были синглы") - одно из лучших собраний романтической нетленки пятидесятых.

На пороге новой эры The Stylistics вернулись на филадельфийскую почву, выпустив два мощнейших альбома в лучших традициях TSOP, прежде чем отойти в сумеречную зону "бесполезных ископаемых", где их чтят и любят наравне с более и менее известными мастерами прошлых лет.

Не так давно отпраздновал именины Расселл Томпкинс-младший, чей голос лидирует в песнях, принесших квартету мировое признание.

В начале разговора мы загодя подчеркнули чистоту и ясность в числе главнейших черт этого чуда двадцатого века.

И частица сей чистоты, незамутненной плевками и окурками, передается слушателю независимо от того, к какому поколению он принадлежит.

Чистое искусство требует не жертв, а чистых голосов и чистого слуха.

Жертвы необходимы производителям и "закладчикам" суррогата, дурновкусия и фальши. Гоните их прочь.

HBD!

Russell Allen Thompkins Jr. (born March 21, 1951)

-3

-4