Добрый день, подписчики и гости канала "Краеведение Башкортостана"!
Сегодня к Вашему вниманию размещаю статью из своей книги об истории Аюсы, Мырдаш, Максют Стерлитамакского района. Более подробную историю вышеуказанных деревень можете прочитать в моих двух книгах:
Основание башкирских деревень являлось процессом, тесно связанным с хозяйственной жизнью, постепенным переходом от кочевого скотоводства к земледелию.
В русских официальных источниках первое упоминание деревни Аючино Юрматынской волости Стерлитамакского уезда относится к 1765 г., а Ашкадар Максютово – к 1795 г. (год проведения пятой ревизии).
Сохранилась легенда об основании деревни Аючево. В ней отмечается, что раньше жители будущей деревни жили в лесной местности, которая примерно соответствует землям современного Ишимбайского района. Они занимались охотой. Там жил один старик-охотник. Он всю жизнь охотился на медведя. Однажды, гадалка нагадала ему, что смерть его будет от медведя. Старик, не на шутку испугавшись, решил переселиться в другие места. В итоге он облюбовал берега Ашкадара и здесь основал деревню. Затем сюда переселились и другие родичи.
Старик умер своей смертью и был похоронен. Однако односельчане увидели, что могилу старика однажды разворошил медведь. С этого времени деревню стали называть Айыусы, то есть буквально охотник на медведя.
Данная легенда интересна даже не столько тем, что в ней излагается история основания д. Аючево, но прежде всего, тем, что передает некоторые особенности древних тотемистических верований башкир, восходящих к культу медведя. Также следует отметить, что в дд. Аючево, Мурдашево и Максютово имелись родовые подразделения «айыу» , «айыулар» , «айыусы» .
А.З. Асфандияров уверен, что название деревни Аючево произошло от антропонима: «Здесь жил участник башкирских восстаний 30-х годов XVIII в. Аюсы. Его 57-летний сын Кусяпкул Аючин со своим сыном Нигматуллой отмечен VII ревизией . Данная версия подтверждается архивными источниками и является вполне правдоподобной.
В самом деле, в документах за 1737 г. отмечаются юрматынцы Юмакай Азнаев и Аючей Салафаров. В 1816 г. в Аючино в доме № 33 проживал Кусяпкул Аючин (1759 – 1826). Единственный сын Нигматулла (1789 – 1814) и внук Мухаметвали (1811 – 1812) умерли раньше Кусяпкула, и таким образом, данный род оборвался по мужской линии.
В «Родословной» впервые аул Аючи отмечен рядом с именем Джабаша, сына Мингниазная. Старший внук Джабаша Биккиня Абделзелилев родился в 1750 г. Получается, что Джабаш родился примерно в 1680 – 1700 годах. Джабаш, таким образом, был современником вышеупомянутого Аючи, и мог проживать в деревне по названию «Аючи».
Название деревни могло существовать с 1730-х гг. Берега Ашкадара и Сухайли вначале служили летовкой, о чем говорится и в «Истории аула Мурдаш». Основание деревни Аючино явилось определенным этапом в хозяйственном развитии юрматынцев, оно свидетельствует о выделении новых родовых подразделений и т.д.
По мнению А.З. Асфандиярова, название деревни Максютово также произошло от антропонима. В 1816 г. в Максютово в доме № 5 проживал Абубакир Максютов (1747 – 1814). Имя его отца дало название новой деревне. Максют, таким образом, родился примерно в 1720-х гг. и был младше Аючи. Соответственно и деревня Максютово была основана и получила данное название несколько позже.
Дальнейшее разрастание рода привело к выделению новых родовых подразделений и деревень. В частности, в «Истории аула Мурдаш» подробно рассказывается об основании данной деревни: «Аткысы-баба переселился из аула Габдюк и осел у озера Усаклыкуль, что вдоль (реки) Сухайля. От Аткысы был Умитбай. От Уметбая были Габдуннасыр с Элембаем» . По ревизским сказкам можно узнать годы жизни Абдулнасыра Иткучукова (1761 – 1828) и его невестки Кызбики Мухатовой (1756). Аткысы из «Истории аула Мурдаш» соответствует Иткучуку, отцу Абдулнасыра. Аткысы-Иткучук переселился в эти места в середине XVIII в. Род его к началу следующего века разросся.
Об этом увлекательно рассказывается в «Истории аула Мурдаш»: «От Габдуннасыра было 6 сыновей. От Элембая было 5 сыновей. Все они составляли один аул… Шесть сыновей на одной стороне, пять сыновей на другой стороне дрались (стенка на стенку)… После этого по воле Божьей Элембай-баба скончался. Его старуху звали Кызбикя… Тогда Габдуннасыр-баба сказал: «Эй, невестка! В аул Аючи ты переселишься или я?». Старуха Кызбикя отвечала: «Ладно уж, я переселюсь», – и с пятью сыновьями и своим братом переселилась в аул Аючи.
Габдуннасыр-баба переселился на берега Сухайли на место, богатое ивами и садами. Тогда они жили (там) аулом Уянки. Потом из аула Аючи (туда) переселился старик Мурдаш, и они выхлопотали своему аулу название Мурдаш» . По VII ревизии 10 аючевских семей (Ишмрата Абдулзелилева, Абдулхалика Абдулзелилева, Янузака Кутлугузина, Абдулмена Кучукова, Ягуды Кутлугузина, Буранчи Абдулгафарова, Абдулнасыра Иткучукова, Мурзаша Тойчина, Башира Алимбаева, Хасана Алимбаева) в 1814 г. были отчислены в команду старшины Ишмрата Абдулзелилева.
При этом по д. Мурдашево указаны следующие семьи: юртового старшины Ишмрата Абзелилева, походного старшины Абдулхалика Абзелилева, помощника Янузака Кутлугузина, сотника Абдулгазы Кучукова, Ягуды Кутлугузина, Буранчи Абдулгафарова, Абдулнасыра Иткучукова, Абдулмухамета Абдулнасырова, Мурзаша Тойчина, есаула Юлая Девлекеева. Также отмечено, что эти семьи показаны по VI ревизии 1812 г. «по выселку называемому Мурзашеву» . Три семьи же Алимбаевых в 1813 г. были отчислены в команду старшины Алимгузи Юлдашева, но указаны они в ревизской сказке д. Аючино.
Таким образом, обратное переселение Алимбаевых в Аючино произошло в 1813 г. Ко времени проведения VI ревизии 1812 г. Алимбая Иткучукова уже не было живых. Основание же д. Мурдашево относится к 1814 г., когда туда переселился Мурзаш Тойчин.
А.З. Асфандияров утверждает, что выделившаяся из деревни Мурдашево часть жителей создала в XIX в. новую деревню Тюрюш Тамак (Усть-Тюрюшево).
Жители всех трех деревень относились к азнаевой тюбе (роду) юрматынского племени.
Практически это были родовые подразделения – большие семьи, члены которых приходились друг другу довольно близкими родственниками. Об этом свидетельствуют и названия родовых подразделений. Например, в Аючи, имелись следующие родовые подразделения: « таҙ », « торна », « айбаш », « айыусы », « бәпкә », « тубай », « иҫәнбирҙе ». В Мурдашево есть еще подразделение « ҡара ». По нашим записям, к родовому подразделению «айбаш» относились Насыровы и Алимбаевы, в самом деле являющиеся потомками Айбаша, сына Кункаса.
Название подразделения происходит, таким образом, от антропонима. Обращает внимание многочисленность родовых подразделений тотемистического происхождения.
В Максютово были следующие подразделения: «айыу» , « ҡаралар », « шүрәле », « ураҡай », « сәтәй », «сура» , « ҡалмаҡ ». Лишь последнее происходит от этнонима. По словам Иралиной Киньябики Мухаметгареевны (1923), в д. Аючево и Мурдашево к родовому подразделению «торна» относились Азнаевы, Хайбуллины, Байдавлетовы, Рахматуллины, к « бәпкә » – Касимовы, к « иҫәнбирҙе » – Ибраевы. В Максютово же, по словам Алимбаева Мансура Алтынгужевича (1927), Алимбаевы – это « шүрәле », Ишимбаевы – «айыу» , Гаитовы – « ҡаралар », Уракаевы – « ураҡай ». Хотя родовые подразделения являются атрибутами периода полукочевого скотоводства, современные жители относительно хорошо помнят их названия.
Источники и литература:
Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 1. Изд. 2-е. Справочная книга. – Уфа. 1997
Башкирские родословные. Вып. 1. – Уфа, 2002.
Хисамитдинова Ф.Г. Башкирская ойконимия XVI – XIX вв. – Уфа, 1991.
Камалов А.А., Камалова Ф.У. Атайсал. – Уфа, 2002. – С. 290 – 291; Личные записи автора за 2006 г.