Обычному покупателю непросто разобраться, на что обращать внимание, приобретая велосипед. Наши специалисты помогут в этом. Материал опубликован в нашей газете в 2012 году, но, возможно, станет полезным и сейчас, накануне нового велосипедного сезона.
Секрет хороших продаж
Артем Свиридов:
— У меня после работы в отделе реализации велосипедов выработалось четкое мнение, что большая часть покупателей просто не умеют или не желают правильно выбирать себе двухколесного друга.
Торговля была выездная: приезжал на грузовике на точку, выставлял велосипеды и ждал, кто купит. Большинство потенциальных покупателей начинало знакомство с ощупывания колес. Если они были хорошо накачаны, то зачастую осмотр на этом и заканчивался. Понаблюдав неделю, мне в голову пришла идея, благодаря которой удалось немного повысить продажи. Секрет был прост, но эффективен, — накачивал колеса до каменной твердости и протирал велик тряпочкой до блеска.
Подойдет какой‑нибудь человек, пощупает у велика колеса и сразу сует деньги. Мне уже самому неудобно стало: „Вы бы хоть что‑нибудь спросили про него или другие модели посмотрели“. — А чего спрашивать? — отвечает он. — Велик красивый, руль блестит, колеса в порядке, покупаю!
Впрочем, не всегда продавец способен рассказать об особенностях той или иной модели велосипеда, если это касается уличных продаж и торговых центров.
Велосипед — товар сезонный. Продажи хорошо идут с весны до осени. В магазине, который предлагает покупателям все сразу (и мыло, и пряники, и велосипеды, и телевизоры) по окончании сезона продавцов переводят в другой отдел. Это сказывается как на плохом знании продавцом своего товара, так и на отсутствии достойной предпродажной подготовки, поэтому брать велотехнику нужно только в специализированном магазине.
Конечно, велосипед, взятый по первому зову сердца, при должном уходе и бережной эксплуатации прослужит не один сезон. Современные велосипеды выгодно отличаются от советских „Уралов“, „Кам“ и „Салютов“ — они надежней, крепче, комфортнее, да и дизайном не обижены. Но есть одна проблема — каждая модель заточена под определенный набор задач. Это надо четко понимать, прежде чем совершить покупку.
Критерии выбора
Дмитрий Ельченинов, ведущий продавец магазина „Триал-Спорт“:
— Для начала нужно определиться, для каких целей приобретается велосипед. Для комфортной езды в черте города и по трассе лучше выбрать дорожный велосипед. У него широкое, удобное сидение, большие колеса, форма руля обеспечивает прямую посадку. Для поездок по пересеченной местности подойдет распространенный сейчас кросс-кантрийный (горный) велосипед. Он имеет „зубастые“ шины, большое количество скоростей, широкие колеса, длинноходные амортизаторы. Для исполнения трюков существуют специальные триальные велосипеды или BMX. Усиленная конструкция рамы и узлов позволяет справляться с нагрузками при выполнении прыжков. К прогулочной поездке BMX не приспособлены — у них низкие сиденья и маленькие колеса, но для любителей велоакробатики они незаменимы. У нас в городе это увлечение понемногу проникает в массы, приходят люди, интересуются.
Шоссейник с большими колесами и узкими покрышками предназначен для передвижения по хорошо асфальтированным дорогам на высокой скорости. Этому способствует и конструкция велосипеда — низкая посадка велосипедиста улучшает аэродинамику.
В любом случае лучше проконсультироваться у продавцов специализированного магазина, потому что многие из них серьезно увлекаются велосипедом и могут подсказать, что действительно вам подойдет. Ведь кроме типа велосипеда, его еще надо правильно подобрать по высоте рамы, посадке и т. д. Настоятельно рекомендую совершить пробную поездку.
Иван Локтев, менеджер по продажам велосипедов магазина „Веломоторс“:
— Только по внешнему виду неспециалисту трудно определить, что за велосипед перед ним. Все они выглядят красиво и эффектно. Главный признак — это цена. Как показывает практика, чем велосипед дешевле, тем раньше вы начнете его ремонтировать. Дело в том, что недорогие велосипеды стоимостью 5—6 тысяч оснащаются простыми сепараторными подшипниками, поэтому у них часто выходит из строя средняя каретка. У велосипедов с ценником от 10 тысяч рублей у этом узле установлены надежные промышленные подшипники. На еще более дорогих моделях (от 30 тыс. руб.) промышленные подшипники, как правило, стоят вкруговую.
Я начинал с простенького „Стелса“. Мне говорили, что промышленные подшипники сильно влияют на езду велосипеда, но в тот момент я не придавал этому значения. Когда у меня появился „Форвард“, я реально ощутил преимущества хорошей комплектации. Чувствуется накатистость, да и идет он намного легче.
Женщинам и пожилым людям рекомендую приобретать велосипед с задней втулкой планетарного типа. Она надежна и неприхотлива в эксплуатации и позволят привычным для многих способом тормозить педалями — как на старых добрых советских велосипедах.
Двойные обода снижают вероятность появления „восьмерок“ на колесах. На велосипеде желательна облегченная рама. Карбоновые и алюминиевые рамы полегче и дороже, стальные — тяжелее. В принципе, они все крепкие, за время моей работы не было ни одного случая, чтобы люди обращались из‑за сломанной рамы. Поэтому заявления некоторых производителей о предоставлении пожизненной гарантии на раму следует воспринимать не более как рекламный ход.
Обратите внимание на форму руля. Для совершения прогулок или для начинающего велосипедиста лучше подойдет руль, обеспечивающий прямую посадку. Можно установить дополнительные ручки на руль, так называемые „рога“. Если ехать далеко, держа руль постоянно одним хватом, руки затекают и быстро устают. „Рога“ позволяют этого избежать, поскольку за них держатся другим хватом, это разгружает уставшие мышцы. Преодолеть подъем в горку с рогами также значительно легче. Правда, есть один момент — рога „съедают“ часть руля, и прежде чем их купить, прикиньте, будет ли вам с ними комфортно держаться обычным хватом, работать переключателями и т. п. Если нет, то штатный руль придется заменить на более широкий, а это опять деньги.
Желательно, чтобы у велосипеда кросс-кантрийного типа задняя втулка была на шлицах, что надежнее.
Вот и все. Если учтете вышеперечисленные моменты, то велосипед будет радовать вас долго.
Дмитрий Ельченинов:
— Хочется добавить еще несколько слов. Некоторые покупатели думают, что если они приобрели навороченный вел, то за эти деньги он чуть ли не сам должен ехать. Это не так, нужно еще и ножками поработать. Любая техника требует ухода: нужно содержать ее в чистоте, вовремя смазывать, подтягивать все, что необходимо.
Учитывая, что модели разных лет выпуска отличаются друг от друга лишь цветом, предпочтительнее приобрести велосипед прошлого сезона со скидкой 20—35 %, чем за эти же деньги новый, но более низкого класса. По качеству узлов и функционалу разница будет весьма ощутимой. Например, помимо алюминиевой рамы, двойных ободов и более надежных переключателей такой велосипед может быть укомплектован гидравлическими тормозами. Естественно, и обычные ободные (V-брейки) обеспечивают остановку велосипеда, но они проигрывают дисковым в хваткости. Скажем, если приходится тормозить во время дождя, то ободные тормоза еще некоторое время проскользят по грязному ободу, прежде чем велосипед остановится — дисковые же схватывают колесо практически сразу. Вдобавок ко всему гидравлические тормоза позволяют очень легко и точно дозировать усилие, поэтому они предпочтительнее при эксплуатации в экстремальных условиях, при спуске с горы или на трассе с оживленным движением.
Берем не глядя?
Помимо специалистов удалось поговорить и с покупателем, который пришел в магазин за велосипедным багажником. Его рассказ стал примером того, к чему может привести покупка на глазок:
— Я сменил несколько велосипедов и признаюсь честно — только теперь понял, что покупать надо было с умом. Последний, на котором и сейчас езжу, „махнул не глядя“: горный вел с кучей скоростей, передние амортизаторы, все дела. Если честно, клюнул на дешевизну, потому что планировал брать недорого, чтобы не жалко было „убить“. Такова специфика работы: перевозка грузов 50—80 кг по местности, где автомобиль не проедет, а на себе нести тяжело. Вот и представьте, я вешу 120 кг, да еще груз — 60 кг, еду с кочки на кочку. В таких условиях мой прежний „Урал“ давно бы уже „отбросил“ колеса, а этот скрипит, но держит. Это я говорю о прочности современных велосипедов. Правда, после поездки со штатным узким и жестким спортивным сиденьем я едва мог ходить — все натер и отбил напрочь, поэтому пришлось бежать в магазин и купить сиденье пошире. Ставить широкие крылья тоже оказалось делом первой важности. Если в дороге прихватывал дождь, приезжал домой по уши в грязи. Пожалел, что не присмотрел себе велик с другой формой руля. Как потом оказалось — за этот немного неудобно браться, но это дело поправимое.
Сразу не обратил внимания, что мой новый вел оказался без багажника — теперь вот приходится его докупать. В целом, этот велосипед хороший, но думаю, что если бы я взял, например, простенький „Стелс Пилот“ с широкой сидушкой, задним багажником и „советским“ рулем, то многие проблемы отпали бы сами собой.
Не забывай о себе
Иногородних велосипедистов, проезжающих Бийск транзитом, несложно вычислить — они не пренебрегают защитной экипировкой. У нас же в городе встретить велосипедиста не то что в защитной экипировке, но и в простом велошлеме редкость.
Риск получить травму при падении очень высок у тех, кто занимается выполнением трюков и прыжков на велосипеде, есть опасность и у других категорий. Для каждой из них можно подобрать определенный вид экипировки: защита, шлем, велоодежда и т. д.
Дмитрий Ельченинов:
— О собственной безопасности я не задумывался до тех пор, пока меня не сбил автомобиль. Ехал на велосипеде, никому не мешал, а водитель меня даже не заметил, „смахнув“ с дороги. В машине сидел молодой парень, выскочил и первый вопрос, который он задал, был: „А ты как здесь оказался?“. Возвращаясь домой с помятым велосипедом, я думал: „Вот лежит же у меня красивый новенький шлем. Почему не надел?“ Хорошо еще, что столкновение было несильное. А ведь при серьёзном ДТП последствия могли быть необратимыми…
Подбирать шлем для велосипедиста надо с учетом практикуемой езды. Легкий вентилируемый шлем подойдет для катания на дорожном или кросс-кантрийном велосипеде. Для трюковой, экстремальной гонки предлагаются шлемы, подобные мотоциклетным, с защитой подбородка и висков. Для экипировки экстрим-спортсмена необходимы наколенники, налокотники и защита туловища — так называемая „черепашка“.
Текст и фото Алексея Тырышкина